26 мая 2020 20:37

Хроника в деталях

Современные технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни ЦФТО

В начале этого года Центр фирменного транспортного обслуживания отпраздновал своё 20-летие – за это время структура прошла серьёзный путь от идеи до реально функционирующей многогранной системы, в которой задействовано более 13 тыс. человек.
Стратегия качества

Каждый проект с чего-то начинается. История ЦФТО началась с принципа, который позволил по-новому организовать работу.

В декабре 1994 года на коллегии Министерства путей сообщения РФ (МПС) министр Геннадий Фадеев произнёс: «Клиент – король!» – приняв решение «образовать коммерческие центры фирменного транспортного обслуживания при управлениях железных дорог, их филиалы при отделениях железных дорог, а также представительства или агентов на станциях». Первый центр появился на Ярославском отделении Северной дороги.

Это был период радикальных преобразований в экономике страны – появились новые собственники крупных предприятий, которые требовали качественно иного уровня обслуживания.
Начальник Главного вычислительного центра МПС России Эдуард Поддавашкин параллельно с решением МПС создаёт информационный отдел, который за определённую узаконенную плату оказывает услуги грузовладельцам по контролю за продвижением вагонов и грузов на сети железных дорог. Такая информация среди грузовладельцев и грузоотправителей очень ценилась. Но и этого было недостаточно – участники рынка понимали, что необходимо реформировать не только организационную структуру железнодорожного транспорта, но и технологии, ведь двадцать лет назад не было глобальной информационной сети, которая бы охватывала всю сеть железных дорог и Главный вычислительный центр (ГВЦ).

Позднее Эдуард Поддавашкин, начальник Управления экономики и развития Борис Лапидус и заместитель начальника ГВЦ Елена Кунаева разработали Систему фирменного транспортного обслуживания (СФТО), предложив создать соответствующий центр – ЦФТО. Между прочим, по словам Эдуарда Поддавашкина, эта идея появилась на высоте более 10 тыс. м – эксперты возвращались из США после успешного изучения опыта зарубежных компаний, начав разработку документа непосредственно в самолёте.

А после утверждения в ноябре 1995 года Основных положений СФТО при перевозках грузов по железным дорогам России и плана мероприятий по их развитию первым руководителем ЦФТО стал Борис Лапидус. Именно он определил направление работы ЦФТО – формирование нового стиля работы в рыночных условиях, корпоративной культуры, единых стандартов обслуживания, оформления документов и общения с клиентами.

В 1996 году Всероссийский съезд железнодорожников утверждает стратегию реформирования отрасли, новые принципы взаимодействия с пользователями транспортных услуг, организацию СФТО и информатизацию основных технологических процессов, что позволило в дальнейшем приступить к следующему этапу формирования центров, созданных на железных дорогах.

С начала основания ЦФТО заместителем руководителя по развитию была назначена Елена Кунаева. Предполагалось, что на втором этапе должен быть установлен единый технологический процесс на базе информационных технологий, создана современная сеть передачи данных, позволяющая передавать заявки на перевозку, получать визу, оформлять перевозочные документы и следить за ходом исполнения перевозки. Однако все эти процессы технически невозможно было реализовать быстро. При этом к концу 90-х годов всё-таки начинается построение единого технологического процесса на территориальном и центральном уровнях – внедрение АРМ-агента.

После дефолта 1998 года объёмы перевозок массовых грузов резко возросли, и внимания на сервис стали обращать меньше, казалось, что железным дорогам можно продолжать работать по-старому. Проекты СФТО временно не развивались.


Большими шагами – к будущему

Новое тысячелетие задало совершенно другую линию – современные технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни. В этой связи ЦФТО разрабатывает новые электронные продукты. А именно – появляется технология планирования перевозок грузов на федеральном железнодорожном транспорте (на основе системы автоматизированного сбора и обработки заявок в реальном режиме времени), а в феврале 2001 года МПС занимается разработкой АС ЭТРАН.

На сети появились частные вагоны, и каждый собственник начал выстраивать свою логистическую цепочку. В связи с этим нужен был инструмент, который обеспечил бы их взаимодействие с перевозчиком. Им стала и остаётся система ЭТРАН – глобальный портал для всех участников рынка железнодорожных перевозок. В настоящий момент электронным документооборотом пользуются более 7,7 тыс. клиентов-компаний.

Сначала на несколько месяцев в 2002 году, а затем с 2003 по 2005 год главой ЦФТО становится Салман Бабаев.

Под его руководством на сети железных дорог формируется единая вертикально интегрированная система управления продажами в сфере перевозок грузов, структура дорожных ЦФТО, включая региональные агентства, а также совершенствуется технология безбумажного оформления документов с использованием электронно-цифровой подписи. Такой шаг означал полное внедрение безбумажного юридически значимого документооборота с клиентами.

От умения менеджеров безошибочно работать, компетентности и коммуникабельности зависят и имидж компании, и её доходность. Понимая это, руководство активизирует и социальную жизнь центров – с 2006 года стартует ежегодный конкурс на «Лучшего агента фирменного транспортного обслуживания».

С 2008 и до 2015 года включительно новым генеральным директором ЦФТО становится Елена Кунаева. Её руководство позволило применять в работе технологии ведения Единого лицевого счёта (ЕЛС), начался новый этап в организации и унификации расчётов с клиентами. Введение расчётов с использованием ЕЛС становится повсеместным на сети железных дорог. Соответственно, в клиентской базе появились новые пользователи услуг, давшие возможность поэтапно перейти на принцип «одного окна».

Затем с 2009 года формируется вертикально интегрированная система ЦФТО – филиала ОАО «РЖД», а также структурные подразделения центра. Тогда же внедряются технологические схемы работы на основе «Временной технологии перемещения порожних полувагонов ОАО «Первая грузовая компания» под заказы самой компании.


Есть цель – нет препятствий

С 2010 года ЦФТО формирует новый курс развития, направленный на повышение эффективности взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности при прохождении таможенных процедур. В этот период ведётся экспертная работа по процедурам предварительного информирования о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом, позволяющая сократить время доставки грузов.

Технологическая революция ждала и международные железнодорожные перевозки – в 2011 году разрабатывается и внедряется проект электронного документооборота в международном сообщении. А затем, совершенствуя технологии оформления перевозочных документов, ЦФТО создаёт контакт-центры, повышающие эффективность работы агентской сети.

Одновременно центр расширяет линейку предлагаемых услуг. В частности, появился сервис по организации движения грузовых поездов по выделенным маршрутам с фиксированным временем отправления и прибытия.

И только в 2014 году компания принимает решение о передаче ЦФТО функций грузовой и коммерческой работы в интересах полного обеспечения клиентского сервиса. Тогда же начинается разработка проекта «Система управления взаимоотношениями с клиентами» (CRM-система), отвечающая возросшему уровню требований транспортного рынка.

Спустя 20 лет руководство ОАО «РЖД» меняет вектор развития транспортного обслуживания. Новый курс на клиентоориентированность обусловил создание центров маркетинга и продвижения услуг, интеграцию функций грузовой и коммерческой работы в ЦФТО, а также организацию комплексного транспортно-логистического обслуживания.

Между тем стратегия развития холдинга «РЖД» определяет параметры увеличения масштабов бизнеса до 2030 года. Согласно прогнозам, доля базовой услуги перевозки снизится с 86% в 2015 году до 80% к 2030 году. При этом вырастет сегмент логистики высокого уровня (3PL и 4PL), экспедирования, складских услуг и транспортировки «от двери до двери».

Таким образом, главными направлениями развития услуг транспортно-логистического блока станет усиление маркетинга и продаж с ориентацией на единый финансово-экономический результат РЖД. Не последняя роль в этом отводится ЦФТО.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31