18 апреля 2021 05:23

Демография на перевозки почти не влияет

При организации железнодорожного пассажирского сообщения очень важно точно прогнозировать спрос населения на него.
Решением этой задачи занялись учёные ОАО «ВНИИЖТ», исследовавшие проблему формирования пассажиропотоков дальнего следования в современных условиях.

При этом они использовали данные автоматизированной системы продажи билетов «Экспресс-3» в различных регионах и официальную информацию Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Проведённый анализ показал, что с 2006 по 2012 год в целом по стране наблюдалось падение как объёмов отправления пассажиров, так и численности населения. Причём если последний показатель снизился на 0,11%, то пассажиропоток упал на 11%. По данным специалистов института, отправление пассажиров в дальнем сообщении уменьшилось за шесть лет в 57 субъектах Федерации, а возросло лишь в 18.

Хотя по отдельным регионам картина сильно разнится. Например, в Южном федеральном округе наблюдался рост и отправления пассажиров, и численности населения. А больше всего за этот период (почти в два раза) пассажиропоток увеличился в Московской области, в то время как прирост населения здесь составил только 6%.

Значительно чаще стали использовать железную дорогу при поездках на дальние расстояния также во Владимирской области, Чувашии, Адыгее, Чечне, Северной Осетии – Алании и Краснодарском крае.

Интересно, что в более половины случаев увеличения пассажиропотока сопровождалось падением численности населения в данном регионе. И только в 28% случаев одновременно возрастали и объём отправления, и количество жителей.

Поэтому учёные сделали вывод о том, что в современных условиях динамика численности населения практически не оказывает какого-либо существенного влияния на величины пассажиропотоков на сетевом уровне и по регионам нашей страны.

По их мнению, данный фактор позволяет устанавливать лишь некое базовое значение этого показателя для каждого субъекта Федерации в связи с общей потребностью людей в перевозках. Поэтому при составлении прогнозов перспективного объёма железнодорожного пассажирского сообщения, помимо демографического фактора, нужно также учитывать влияние на него конкурентных видов транспорта и сезонный спрос на билеты в поезда.

Результаты проведённых исследований сотрудники института намерены использовать в дальнейшем при построении математических моделей прогнозирования пассажиропотоков на сети российских железных дорог. Это позволит специалистам отрасли точнее определять потребности в развитии транспортной инфраструктуры в тех или иных регионах нашей страны.

Андрей Стрельцов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31