18 апреля 2021 05:09

Кино про войну

Новый фильм обессмертит «Коридор смерти»

В депо Санкт-Петербург-сортировочный-Московский прошли съёмки сцен фильма «Коридор бессмертия», который рассказывает о малоизвестном подвиге железнодорожников во время блокады Ленинграда.
Побывать на съёмках фильма – всё равно что увидеть, как Дед Мороз превращается в обычного человека. По сюжету в кадре должен идти снег, люди борются со стихией, а в реальности на улице дождь. Приходится с помощью специальных пушек щедро осыпать съёмочную площадку белой пеной и пенопластом.

В кадре – построение поездной бригады перед первым отправлением в путь по «Коридору смерти». В годы войны так назывался участок железной дороги, взявший на себя основную часть перевозок продовольствия и снаряжения. Сюжет фильма развивается вокруг строительства железнодорожного коридора, соединившего между собой блокадный город и Шлиссельбург. Путь прокладывали в тяжелейших условиях под прицельным огнём фашистов с Синявинских высот. Но, несмотря ни на что, 33 км железной дороги построили всего за 17 суток. Из вчерашних школьниц и отозванных с фронта машинистов сформировали 48-ю паровозную колонну особого резерва.
– В стратегических объёмах снабжение могла обеспечить только железная дорога. Один эшелон заменял одну тысячу полуторок. Грузовики проваливались под лёд, их бомбили, словом, Дорога жизни была не столь результативной, и 75% грузов пришло в блокадный Ленинград по «Коридору смерти», – объясняет сценарист фильма Дмитрий Каралис, чей отец трудился здесь на одном из поездов.

Работать в «Коридоре смерти» было не менее опасно, чем сражаться на фронте. Отправляясь в очередной рейс, никто не знал, вернётся ли живым: фашисты прямой наводкой стреляли по поездам и бомбили с воздуха, а укрыться было негде.

На фоне драматических событий тех военных дней фильм рассказывает о том, как вчерашняя ленинградская школьница Маша Яблочкина превращается из застенчивой наивной девчонки в смелого человека, способного перенести тяжёлые испытания. И любит – вопреки смерти вокруг. Прототипом главной героини стала ветеран железной дороги Мария Яблонцева, чьи рассказы и архивы использованы при написании сценария.

Для съёмок воссоздали теплушки, платформы для зенитных пулемётов. Актрисам пришлось учиться управлять паровозом, а это дело не из лёгких.
– Раскочегарить холодный паровоз в блокадных условиях было не менее сложно, чем сейчас подготовить к запуску космический корабль, – объясняет сценарист. – И делать это должны были голодные, ослабшие девочки, потому что все машинисты или умерли в блокаду, или ушли на фронт, скрыв бронь в военном билете, чтобы скорее «набить морду Гитлеру». Поступок неправильный, но праведный.

Депо Санкт-Петербург-сортировочный-Московский в день съёмок и правда выглядело, как в 1943 году. На стене огромный транспарант «Срочной доставкой грузов бей врага!», вдоль стен и окон мешки с песком, защищавшие от обстрелов, на соседних путях – паровоз ИС, из кабины которого поглядывали на съёмочную группу машинисты депо. Дело в том, что паровозы этого предприятия часто снимаются в кино, а машинисты со свойственной им профессиональной дотошностью следят за точностью постановки.
– Консультируем как можем, но киношники не всегда прислушиваются. Например, не может быть такого, чтобы котёл был белым из-за снега: если паровоз на ходу, он горячий, снег тает. Вот сейчас нас послушали, – говорит машинист Вадим Гудков.

Кстати, не только машины, но и работники РЖД регулярно становятся киноактёрами. Как рассказал режиссёр «Коридора бессмертия» Фёдор Попов, в фильме снимались работники депо, а на днях роль бывалого железнодорожника сыграл генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ» Борис Лапидус. Его, кстати, можно увидеть и в фильме «Край» – это тот самый кочегар, который жарит яичницу на лопате.
– Роль, которую исполняет Борис Моисеевич, соответствует его биографии, поэтому он очень настоящий, фактурный, знает тему и всё делает правильно, – объясняет свой выбор режиссёр.

Специально для съёмок фильма на берегу озера Ильмень под Великим Новгородом воссоздадут сцены строительства грандиозной переправы через Неву. А все батальные сцены с привлечением личного состава и техники Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва будут сниматься на железнодорожном полигоне под Лугой.

Предполагается, что съёмки продлятся до апреля, а зрители увидят «Коридор бессмертия» в следующем году.

Яна Позолотчикова,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург
Фото автора


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31