18 апреля 2021 06:17

Заседание будет продолжаться

В одном из старейших в России депо Москва-Сортировочная – предприятии со славной трудовой историей и большими достижениями – пересеклись пути представителей трёх поколений машинистов: ветеранов, действующих и будущих. Обычная дружеская встреча за чашкой чая соратников и коллег по цеху решила задачу государственного и общечеловеческого значения. Корреспондент «Московского железнодорожника» присутствовала при этом «историческом событии».
Что главное в работе локомотивной бригады? Профиль. Личностный профиль машиниста. От его профессиональных и человеческих качеств зависят координация действий, производительность, сокращение эксплуатационных расходов… Одним словом, качество труда. И главное – безопасность. Как вылепить этот «профиль»? Одно даётся человеку от рождения, другое – воспитанием, обучением. Железнодорожное образование, как известно, означает высокий уровень знаний и формирует профессиональную философию. Но никакие даже самые лучшие педагогические методики и методички не заменят общения с «классиками жанра» и реального прикосновения к истории. Где могли пересечься пути трёх поколений железнодорожников? Конечно, там, где время и застыло, но и бежит вперёд, – в музее.

Участники встречи начали задолго до назначенного времени прибывать в музей депо – «Великий почин». Элегантные – в костюмах и галстуках, парадной железнодорожной форме, при орденах и погонах. И сразу же образовывали «круги по интересам». Центром самого большого были «классики»: машинисты Алексей Мамаев, Виктор Сакович и ремонтник (а они тоже были среди участников встречи) Василий Легейда. Алексей Константинович вспоминал свои кочегарские будни. Виктор Николаевич – забавную историю, которую услышал в Рыбном. Василий Яковлевич был немногословен, за него сказали награды – «150 лет железным дорогам» и «Почётный ветеран МЖД».

Бывший слесарь депо, впоследствии заместитель начальника по кадрам, а сейчас преподаватель Михаил Тимаков рассказывал о своих прошлых наставниках – «старичках с шестью-семью классами образования», обучавших его железнодорожному делу так, что всё запоминалось сходу, без учебников и зубрёжки. А потом с гордостью показал штангенциркуль, который ему подарили в день первой зарплаты с гравировкой: «Береги рабочую честь». Он и по сей день им работает.

Затем состоялась экскурсия по музею. Железнодорожный музей отличается от многих отраслевых. Он… более тёплый, что ли, живой, потому что его биография не закончилась с окончанием советской эпохи, железная дорога – на века.

Вторая часть встречи прошла «без галстуков». Под аккорды вальса железнодорожники перешли в банкетный зал и сели за 12 столиков, тоже «по интересам»: локомотивные бригады – с первого по четвёртый, ветераны – с седьмого по десятый, воспитанники детской железной дороги – за шестой… Самые авторитетные гости и хозяева выступали с речами, сказали много хороших и нужных слов. Говорят, машинистов паровоза когда-то называли – господин механик. Они – «классики» – и впрямь в этот день чувствовали себя господами. Были в центре внимания, всё вертелось вокруг них. А машинист депо Дмитрий Булкин даже попросил у Василия Легейды автограф на память. Молодёжь – воспитанники колледжа №52, Московской детской железной дороги – будущее российских стальных магистралей, всё впитывала в себя: и историю, и традиции, и гордость звёздочками на погонах, и рабочую честь.

Атмосфера была очень тёплой и непринуждённой, с шутками-прибаутками и байками. Я давно заметила, что при всей серьёзности своего труда железнодорожники к жизни относятся с улыбкой. Да вот хотя бы сам организатор, идейный вдохновитель встречи – бывший машинист Юрий Чумаченко, который командовал парадом, – Герой Социалистического Труда и человек с великолепным чувством юмора. Вообще серьёзный, профессиональный разговор не исключает весёлого и ироничного слова.

Все называли встречу – «Клуб машинистов». Понятно, почему: клуб – место, где собираются единомышленники, чтобы пообщаться. Всё было настолько естественно и органично, что у меня тут же родилась цепочка ассоциаций. Где 12 столиков, там и 12 стульев. А это название романа знаменитых писателей-сатириков Ильфа и Петрова, которые тоже были, можно сказать, железнодорожниками. Они не мечтали в детстве водить поезда. Но они сделали железную дорогу одним из «действующих лиц» в своих произведениях, не только в романах, но и рассказах. А как могло быть иначе? Ведь их путь в большую литературу и к статусу великих писателей начинался именно в железнодорожной газете «Гудок».

Это «заседание клуба» быстро, легко и весело решило задачу, пути достижения которой разрабатываются учёными мужами и целыми педагогическими советами. Как сказал начальник эксплуатационного локомотивного депо Москва-сортировочная Рязанская Артур Фархутдинов, у молодёжи загорелись глаза. «Клуб» – место, куда его участники приходят регулярно. Значит, будем считать, как говорил герой Ильфа и Петрова, заседание продолжается.

Светлана Новаковская


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31