18 апреля 2021 02:58

Вузовской науке нужна поддержка государства и компании

Борис Лёвин, президент Ассоциации высших учебных заведений транспорта, ректор МИИТа

Исследовательская работа – фундамент развития не только железнодорожной отрасли, но и всего транспортного комплекса страны.

В подведомственных Росжелдору вузах действуют около 200 авторитетных научных школ. Только в 2015 году сумма заказа отраслевым вузам на научно-технические работы составила около 5 млрд руб., в том числе на исследования – свыше 2 млрд руб.

Основными заказчиками разработок отраслевых вузов являются ОАО «РЖД», Минтранс России, а также ведущие транспортные компании страны. Университеты путей сообщения готовы выполнять практически любой объём научных заказов ОАО «РЖД». Между тем запрос отрасли связан в основном с прикладной наукой, которая в отличие от фундаментальной решает задачи сиюминутной важности.

В то же время фундаментальные исследования определяют будущее развитие железных дорог и качество профессионального образования. Формируя тематику заказов для вузов, необходимо уделять особое внимание фундаментальным научным исследованиям.

Есть и ещё одна проблема: чтобы получить заказ на выполнение научной работы, вуз должен выиграть в конкурсе, где, отмечу, участвуют и нередко побеждают сторонние организации. Между тем в университетах путей сообщения работают более квалифицированные специалисты, которые часто привлекаются победителями конкурса для проведения работ, однако уже за меньшие деньги и, главное, вне вуза. В итоге имеем неэффективное использование научного потенциала университетов.

Сегодня различными формами регулярной научной работы охвачено более 35 тыс. студентов железнодорожных вузов, а это почти 10% от общего контингента. И этот процент будет значительно выше, если учитывать учащихся гимназий, техникумов и колледжей.

Вузы и компания должны совместно стимулировать интерес молодёжи к творческой деятельности путём проведения и популяризации конкурсов научно-технического творчества, научно-практических конференций, выставок.

Форум «Молодые учёные транспортной отрасли», проведённый в рамках «Транспортной недели – 2015», продемонстрировал многопрофильность научной деятельности студентов, а также молодых учёных отраслевых НИИ и вузов. Это свидетельствует о том, что у отраслевой науки есть кадровый резерв.

Стоит ускорить процесс возобновления деятельности отраслевых лабораторий и создания при железнодорожных вузах новых научных центров. Подобные учреждения уже работают в составе ведущих вузов Минобрнауки. Транспортные университеты активно сотрудничают с отраслевыми НИИ с пользой для общего дела. Яркий пример – взаимодействие МИИТа и ВНИИЖТа, когда работники научно-исследовательского института преподают в университете, а студенты и аспиранты получили доступ к современной исследовательской базе. Такой подход очень продуктивен как с точки зрения интеграции научного потенциала, так и в плане более эффективной связи науки с образованием.

Сегодня отраслевая транспортная вузовская наука сталкивается с острой нехваткой федерального финансирования, а также невозможностью участвовать в федеральных конкурсах НИР. В объёмах научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) ведущих технических вузов Минобрнауки бюджетная составляющая достигает 40%, в вузах Минтранса – в 20 раз меньше. Решить эти проблемы можно путём создания для транспортных университетов отраслевой системы конкурсов НИР, грантов для аспирантов и молодых учёных. Кроме того, необходима адресная поддержка ведущих научных школ.

Есть определённые сложности с модернизацией учебно-лабораторной базы, которая содержится за счёт бюджетов вузов. Компания, заботясь о подготовке кадров будущего, не против размещать в университетах современную технику, макеты, тренажёры и т.д. Однако встаёт проблема двойного налогообложения: согласно Налоговому кодексу при безвозмездной передаче имущества налог на прибыль должны заплатить и компания, и вуз. Иначе как на государственном уровне эту проблему не решить.

В целом же, говоря о значении университетской науки, важно помнить, что для должного качества обучения педагог должен нести студентам современные знания и достижения, основанные на результатах собственной научной работы. Поэтому будущее вузовской науки связано прежде всего не с финансовой выгодой, а с необходимостью сохранения традиционно высокого уровня и качества образования в университетах транспорта.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31