23 апреля 2021 12:04

Доход сегодня важнее

Георгий Давыдов, д.э.н., президент Национальной ассоциации транспортников, действительный член Российской и Международной академий транспорта

Когда на наших железных дорогах не было дефицита вагонов (до 1934–1935 годов), а грузы принимались по предъявлению, оборот вагона был не так важен. А когда возник дефицит, то доступ к услугам стал нормироваться, планироваться и оборот вагона стал очень важным показателем.

Сегодня в России профицит вагонного парка, и операторы готовы подсылать вагоны туда, где есть груз. Оборот вагона для них не столь важен. Им необходимо обеспечить минимально достаточную доходность вагона. Когда же наступит дефицит (а дело идёт к этому), то они начнут нормировать и планировать оборот.

О противоречивости интересов ОАО «РЖД» и операторов подвижного состава хочу сказать следующее: если операторы начнут отказывать в предоставлении вагонов отправителям грузов III класса из-за того, что к ним неудобно ездить, и начнут возить грузы I класса, так как у их отправителей прекрасная логистика, и у вагонов будет минимальный порожний пробег, то пострадают не только операторы, но и ОАО «РЖД». И те, и другие потеряют часть своих доходов и прибыли. Вагон как был кормильцем для сети железных дорог, так им и остаётся. Он обязан быть там, где формируется платёжеспособная грузовая база.

В статье есть и такой фрагмент: «Наилучшие условия для выполнения перевозочного процесса создаются при соответствии рабочего парка величине работы при условии выполнения нормы оборота вагона». С точки зрения управляемости перевозочным процессом это справедливо. Но «управляемость» и «эффективность» не тождественны. Все статусные операторы постоянно совершенствуют свои логистические решения, сокращают порожний пробег вагонов, сроки их терминальной обработки. Однако все эти эксплуатационные выгоды хороши тогда, когда они достигаются при осуществлении перевозок грузов платёжеспособных клиентов. Когда ставки фрахта вагонов покрывают не только переменные издержки, но и все вагонные затраты, желательно и прибыль приносят. Ещё до наступления капитализма в России один классик сказал: «Экономика должна быть экономной». В настоящее время это весьма актуально.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31