23 апреля 2021 10:34

Весомые аргументы

Усиление инфраструктуры позволит увеличить вес поезда

На Куйбышевской дороге улучшили технические возможности устройств тягового электроснабжения участка Кропачёво – Пенза для пропуска грузовых поездов повышенного веса и длины.
Этот участок входит в состав транспортного коридора Кузбасс – Юг. Куйбышевская магистраль работает здесь по стыкам с Приволжской (станция Громово) и Юго-Восточной (станция Кривозёровка). Оба направления выходят на порты Черноморского побережья.

Раньше по участкам транспортного коридора был организован пакетный пропуск грузовых поездов весом 6,3 тыс. тонн между тяговыми подстанциями по фидерным зонам с 10-минутным интервалом.

Как пояснили в Куйбышевской дирекции инфраструктуры, обследование тяговых подстанций и расчёты напряжения выявили дополнительные возможности для пропуска поездов весом свыше 7 тыс. тонн в нечётном направлении. При этом все расчёты были выполнены под эксплуатацию новых электровозов 2ЭС10 в двухсекционном исполнении.

Тяговая энергетическая лаборатория провела опытные поездки на участке Кропачёво – Пенза с целью изучения технической возможности усиления напряжения для пропуска тяжеловесов. «На основании выданных рекомендаций на отдельных перегонах в качестве эксперимента мы повысили уровень напряжения на шинах постоянного тока до 3800 вольт. Это стабилизировало уровень электроснабжения для тяги поездов», – отметил начальник дорожной электротехнической лаборатории Куйбышевской дирекции инфраструктуры Сергей Серёгин.

В результате служба электрификации приняла решение установить напряжение на шинах постоянного тока тяговых подстанций на уровне 3600 вольт. Это позволило локомотивам не терять своей мощности на подъёмах и при движении по участку. Обеспечивается заданный интервал движения между поездами.

Для более оптимального пропуска поездов весом выше 7 тыс. тонн с заданным интервалом требуется модернизировать системы энергоснабжения. Расчёты лаборатории выявили два основных сдерживающих фактора: нагрев проводов и падение напряжения.

Температура в контактной сети перегона Уфа – Дёма при таких весовых нормах может достигать 180 градусов при допустимой одноминутной в 140 градусов. При этом длительно допустимая температура составляет 95 градусов. Для устойчивой работы систем электроснабжения необходимо усиливать сечение проводов контактной сети и повышать напряжение. Но для этого требуются инвестиции и модернизация тяговых подстанций.

В Дирекции инфраструктуры нашли решение этой проблемы. «Усилить сечение можно с помощью параллельного монтажа второго провода. Это позволяет повысить уровень напряжения в контактной сети и снизить нагрев проводов», – пояснил начальник технического сектора службы электрификации и электроснабжения Куйбышевской дирекции инфраструктуры Юрий Черезов.

Работа в этом направлении уже ведётся. Так, уже в этом году на ряде участков в дистанциях электроснабжения Башкирского, Самарского и Пензенского регионов потребуется произвести подкатку усиливающих проводов, установить силовое оборудование, заменить 12-пульсовые выпрямители на ряде тяговых трансформаторов. «Весомыми аргументами использования 12-пульсовых выпрямителей также является снижение расхода электроэнергии для тяги поездов примерно на 2,5–3,5% за счёт повышения коэффициента мощности и снижения потерь электроэнергии», – пояснил главный инженер службы Александр Деревянский.

Предстоит заменить высоковольтные масляные выключатели на силовых трансформаторах тяговых подстанций Подбельская и Шафраново. На тяговой подстанции Ик следует заменить разъединители на фидерах тяговых трансформаторов. А на подстанции Новоспасское отремонтировать тяговый трансформатор с повышением напряжения по участку.

По словам начальника Абдулинской дистанции электроснабжения Александра Пелевина, на тяговой подстанции Подбельская стыкуются две энергосистемы – Самарская и Оренбургская. В прошлом году на перегоне Сарай-Гир – Абдулино подкатали 7 км усиленного провода по чётному пути. На участках Асикеево – Филипповка завершили модернизацию контактной сети, повысили напряжение для пропуска тяжеловесных поездов. В этом году запланирована замена выключателей на элегазовые. Это повысит надёжность работы систем энергоснабжения на участках Толкай – Подбельская и Подбельская – Похвистнево. «В настоящее время ведётся разработка проектной документации. Летом приступим к монтажным работам», – отметил Александр Пелевин.

Дмитрий Попов,
соб. корр. «Гудка»
Самара


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31