18 апреля 2021 01:46

Вопрос дня

Что нужно изменить для более эффективной профориентации школьников?

Сергей Овчинников, начальник Хилокской дистанции пути:
– Современные школьники хотят, чтобы у них сразу всё было, при этом на производство в будущем идти никто не хочет. Нужно поменять систему воспитания, чтобы труд, как раньше, был в почёте, повышать престиж профессии железнодорожника.

Александр Левченков, электромеханик Калининградской дистанции СЦБ:
– У нас о профориентации чаще всего начинают думать в спешке, в 15–16 лет, когда пришло время выбирать вуз и родители в панике подыскивают для чада профессию. Настоящая профориентация начинается, если школьник своими глазами увидит трудовой процесс. Поэтому нужно как можно чаще организовывать экскурсии на предприятия, встречи с передовиками и, возможно, практические занятия с наставниками.

Михаил Вясёлкин, начальник Восточно-Сибирской Детской дороги:
– Немалая часть воспитанников ДЖД после окончания школы и занятий у нас поступает в профильные вузы. Но количество бюджетных мест ограничено, и не каждый родитель может оплатить обучение. Ткнётся выпускник лбом в такую преграду и отправится в другой вуз. А если даже удастся окончить тот же ИрГУПС, нет гарантии, что удастся устроиться на дорогу. Вот и идут с железнодорожными дипломами в другие отрасли.

Алевтина Десяткина, заместитель Саратовского регионального центра связи по управлению персоналом и социальным вопросам:
– С прошлого года школьники и их родители определяются с выбором будущих профессий и сдачей профильных предметов уже в 8–9-м классах, а не в 10–11-м, как раньше. Поэтому надо подключать к профориентации и детей 13–14 лет, чтобы они уже в 8-м классе знали, каким предметам надо уделить особое внимание.

Ольга Веткина, начальник отдела обучения и развития персонала Октябрьской дирекции инфраструктуры:
– Надо развивать профориентационные классы, особенно там, где школы находятся вблизи предприятий. Их руководителям стоит проявлять больший интерес к взаимодействию с соседними школами. Так легче отобрать целевиков.

Андрей Протопопов, начальник сектора образовательных учреждений службы управления персоналом Северной дороги:
– Целесообразно развивать детское техническое творчество. Ребята, которые занимаются железнодорожным моделированием, как правило, ориентируют себя на профессию, причём с 11–12 лет. Система технического творчества в последние два-три года начинает возрождаться. На Детских дорогах воссоздаются кружки моделирования, железнодорожники приходят в школы и занимаются с детьми. Думаю, будет правильно, если к профориентационной работе активно подключатся учебные центры профессиональных квалификаций. Связка «Детские дороги – УЦПК – школы» могла бы оказаться эффективной.

Павел Юдаев, заместитель начальника Дальневосточной Детской дороги в Южно-Сахалинске:
– Надо улучшить материально-техническую базу Детских дорог, что уже делается. На профориентационных неделях нужно не только рассказывать о железнодорожном транспорте – лучше, чтобы они всё сами увидели. Хотя разъяснять тоже приходится. Дети в большинстве своём знают только три профессии: экономист, юрист и начальник. Понятия о профессии инженера нет. Это общероссийская проблема. Недавно у нас была группа школьников из разных населённых пунктов области. Пытались им разъяснить, что на большом предприятии, где, скажем, трудятся 500 человек, от силы десять экономистов и бухгалтеров, а вот инженерно-технических работников гораздо больше, это костяк. Смотрим, стали задумываться.

Валентина Истомина, заместитель начальника Юго-Восточной дирекции тяги по кадрам:
– Нужно заинтересовывать детей уже в 5–6-м классе. Даже если поблизости нет Детской дороги или крупного депо, можно показать детям работу путейцев, хозяйства автоматики и телемеханики. Не всем ведь быть машинистами, кто-то заинтересуется обслуживанием пути. Поход в дистанцию пути ничуть не менее полезен визита в краеведческий музей.

Наталья Кудашева, специалист по управлению персоналом Жигулёвской дистанции пути:
– Не все железнодорожники хотят, чтобы дети пошли по их стопам, ведь труд монтёров пути не из лёгких. Поэтому нужно улучшать условия труда, повышать уровень зарплаты, делать профессию – особенно рабочие специальности – более привлекательной для молодёжи.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31