23 апреля 2021 10:15

Избавляемся от рисков – сберегаем деньги

Компания в этом году продолжит взятый курс на сокращение и изменение классификации опасных производственных объектов (ОПО).
Их на сети, по данным департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, которые были приведены на заседании Центральной комиссии по безопасности производственных процессов ОАО «РЖД», насчитывается более 6,5 тысячи. В минувшем году их число уменьшилось на восемь единиц. Эти объекты 2-го класса, располагавшиеся на «особо охраняемых природных территориях», переведены в 3-й класс.

Для чего это было сделано?

Как известно, опасные производственные объекты 1-го класса находятся под постоянным контролем надзорных органов, 2-го проверяются раз в год, 3-го – раз в три года. Кое-кто из специалистов считает сокращение ОПО и понижение их классности способом ухода от проверок Ростехнадзора.

Но у начальника департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Дмитрия Раенка другое мнение. По его словам, проводимые сокращения ОПО, помимо прочего, содержат чисто экономический аспект. По действующим законодательным нормам ОАО «РЖД» обязано страховать свою гражданскую ответственность за такие объекты на случай аварии и причинения вреда здоровью, имуществу людей или окружающей среде. Благодаря проведённым в 2013–2014 годах сокращениям подобных объектов экономия на выплатах страховщикам, по данным департамента корпоративных финансов, составила около 50 млн руб. в год.

Под государственным контролем находится всего 747 опасных объектов, а за безаварийную работу почти шести тысяч ОПО отвечает рублём ОАО «РЖД» как их непосредственный эксплуатант. Находиться под «государевым оком» всегда было выгоднее, чем брать ответственность на себя. Только времена изменились, непростая экономическая ситуация диктует жёсткую экономию средств, что и вызывает необходимость подобных действий.

Но при этом выявилась такая проблема: если в профессионализме и компетенции инспекторов Ростехнадзора сомнений нет, то своих контролёров ещё надо учить и учить. К примеру, на Куйбышевской дороге находится 476 опасных производственных объектов, 65 из них – 3-го класса, и их надо проверять раз в три года. Всего за отчётный период здесь прошло 87 проверок, по ним было сделано 840 замечаний, то есть около десяти на одну проверку.

А вот инспекторы Ростехнадзора проверили недавно всего восемь ОПО компании, расположенных в Москве, и выявили 115 нарушений. Получается, что они проинспектировали объектов в десять раз меньше, чем на Куйбышевской дороге, но нашли больше нарушений.

Не случайно в департаменте охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля принято решение проанализировать работу инспекторов Ростехнадзора. На основе этого анализа будут разработаны и разосланы по дорогам рекомендации, как правильно вести эту работу и каких ошибок избегать руководителям подразделений.

Для повышения профессионального уровня контролёров ОПО в компании многое сделано и делается. Так, утверждена методика расчёта риска аварий на опасных производственных объектах. Закончено формирование и АСУ ОПО, куда в электронном виде будут заноситься все сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. В стадии согласования находятся Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных объектах ОАО «РЖД» и Типовое положение для структурных подразделений, осуществляющих производственный контроль.

Конечно, закрыть все опасные производственные объекты на сети дорог невозможно, но оптимизировать их количество можно и нужно. Как и обеспечить их безаварийную работу. В наше беспокойное время рисков и без того хватает, так пусть одним из них станет меньше.

Валерий Орлов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31