23 апреля 2021 10:49

Баланс для экономики

ОАО «РЖД» предложит дополнительные бизнесы для приватизации

Эффективность деятельности компании не зависит от формы собственности, а в России в прошлом году госкомпании продемонстрировали лучшую рентабельность по чистой прибыли. Такие данные во время панельной дискуссии «Компании с государственным участием – двигатель или тормоз экономики?» на Гайдаровском экономическом форуме привёл президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров. Тем не менее он полагает, что госкомпании должны работать над выделением определённых бизнесов для продажи на рынке.
Как пояснил ведущий панельной дискуссии председатель совета директоров ПАО «Аэрофлот» Кирилл Андросов, в России в 2015 году доля компаний с государственным участием составляла порядка 70%, хотя десять лет назад этот показатель был вдвое меньше. Но не всё так однозначно. В технологически развитой Швеции уровень государства – 65%, в Финляндии – 60%, и это больше, чем в Китае. Считается, что по экономическим показателям частные компании эффективнее государственных.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров указал, что вопрос о соотношении всегда считается дискуссионным, но в России компании с государственным участием консолидируют все научные школы. «В прошлом году они инвестировали в НИОКР 1,3 трлн руб., что составляет половину ассигнований на все научные исследования в стране, – заметил Денис Мантуров. – И сегодня реализовать программу импортозамещения ни в оборонном, ни в гражданском секторе машиностроения за счёт частных структур невозможно: у них нет ни технологических возможностей, ни компетенций. Тем не менее при снижении финансовых возможностей бюджета можно использовать их потенциал».

Сейчас в правительстве обсуждается развитие программы приватизации и возможность продажи госактивов даже в неблагоприятных экономических условиях. Премьер Дмитрий Медведев полагает, что доходы от продажи нужно консолидировать в бюджете, а министр финансов Антон Силуанов рассчитывает, что они составят до триллиона рублей за два года. Речь идёт о продаже пакетов акций «Роснефти», Сбербанка, ВТБ и ещё ряда компаний.

Денис Мантуров считает, что хорошо, когда у государства есть много активов для продажи в сложное время, и полагает, что в данном случае в машиностроительной отрасли важны даже не деньги, которые можно получить, а приход новых амбициозных команд менеджеров, которые смогут достичь более высоких целей. Правда, по его мнению, немногие частные инвесторы согласны рисковать и работать в сложных условиях.

Президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров, со своей стороны, заметил, что в декабрьском исследовании Forbes сделан вполне определённый вывод, что эффективность компаний не зависит от формы собственности. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в прошлом году уровень рентабельности по чистой прибыли госкомпаний в среднем превзошёл частные: 4% и 3,6% соответственно. Эффективность компаний с госучастием растёт. В частности, РЖД снизили нагрузку на грузоотправителей с 3% ВВП до 1,6% за последние несколько лет, а об эффективности инвестирования можно судить по проекту модернизации БАМа и Транссиба, где каждый вложенный рубль даёт почти полтора рубля отдачи.
«Госсектор и частные компании взаимно дополняют друг друга, хотя в нынешней ситуации нужно стремиться к тому, чтобы государственного участия стало меньше, и думать, как делить составляющие, выдавая дополнительные бизнесы для приватизации, – сказал Олег Белозёров. – Сейчас активно обсуждается Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года, и мы предложим дополнительные направления, которые было бы целесообразно приватизировать».

Председатель совета директор Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин считает, что государственные компании имеют преимущества в доступе к административному и финансовому ресурсам, в то время как конкуренция является основным двигателем развития. А государственные компании сильно тяготеют к монополизму и установлению своих правил игры.
«Если в экономике так велика доля государства, как у нас, то вполне можно ввести Госплан, который будет распределять ресурсы, и небольшому бизнесу будет нечего делать, потому что он незначителен», – говорит Владимир Лисин.

Между тем все участники дискуссии вполне отдавали себе отчёт, что оставаться один на один лишь с частным бизнесом чревато слишком негативными последствиями. Государственные компании несут значительную социальную нагрузку, и даже если, по выражению Владимира Лисина, за неё всё равно заплатят все, то это необходимо, экономика и существует ради социального сектора. А государственные компании у нас как раз создают благоприятные условия для деятельности частных, для проявления ими предпринимательской инициативы. К примеру, как заметил Олег Белозёров, в прошлом году цены на металл выросли на 11%, а тарифы на железнодорожные перевозки всё-таки меньше.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31