23 апреля 2021 16:47

Первый день нового года

Как работает станция, когда вся страна отдыхает

Утром 1 января небольшой карельский городок Сортавала выглядел, как и положено после долгого и шумного застолья: тишина, пустые улицы. Город словно спит вместе с жителями. На путях станции стоит один поезд. Кажется, что и люди куда-то подевались.
Впрочем, последнее впечатление обманчиво. Вместе с дежурной стрелочного поста Мирой Филипповой, чья смена начинается в 8 утра, мы идём на планёрку.

Мира – моя сестра, и этот Новый год мы справляли вместе в бабушкином доме, который находится прямо у станции. Сидя у печки вместе с кошкой Машкой, я пыталась поймать сестру хоть на какой-то слабинке: «Какая может быть работа утром 1 января?» «Поездов, может, и меньше, да расслабляться некогда. С 1 по 10 января особый режим работы. Ты иди, погуляй в городе, а я спать после 12 лягу. Я должна выйти на работу. Никакого алкоголя, это же ответственность, не могу людей подвести», – отвечала Мира.

К восьми мы пришли на планёрку, уж очень любопытно было посмотреть, что делают железнодорожники, когда вся страна отдыхает. Кроме нас в административном здании станции на смену пришли ещё 10 человек – дежурные стрелочных постов, дежурный по станции, составитель поездов и два приёмосдатчика. После короткого поздравления с наступившим начальник станции Евгений Зайцев (на фото справа) перешёл к делу.

После инструктажа все разошлись по рабочим местам. У начальника станции впереди три селекторных совещания. Вместе с ним в кабинете ждёт селектора и начальник станции Маткаселькя Сергей Барабанов.

«Во сколько вчера с работы ушёл?» – спросил он Евгения.
«В десятом часу вечера дома только был. Жена, конечно, была недовольна. А в полпервого уже спал», – ответил Евгений Зайцев. Сергей понимающее улыбнулся: «Уже который Новый год я встречаю с детским шампанским, красивая такая бутылочка с надписью «Дюшес».

Город же гулял. Празднества можно было посмотреть по видеотрансляции. Дело в том, что Сортавала, город с населением 20 тыс. человек, был выбран новогодней столицей России. Сюда приехали тысячи туристов. Все отели были переполнены, и людей заселяли даже в близлежащих городах Финляндии.
«Утром 31 декабря первое, что я увидела, выглянув в окно, – это проезжающего мимо дома на эвакуаторе, задекорированном под новогодние сани, главного Деда Мороза страны, – рассказывает Мира Филиппова. – Тот ехал на встречу с финским коллегой Йоулупукки».

Сортавала – старинный, изначально шведский город на северном берегу Ладожского озера, построенный в XVII веке. Неоднократно он переходил от Швеции к России, затем к Финляндии. А после советско-финской войны 1939 года уже окончательно вошёл в состав нашей страны. Это наложило отпечаток на вид города. Его называют малой архитектурной энциклопедией Европы: так много стилей перемешано здесь.

В новогоднюю ночь жители и гости Сортавалы отплясывали возле главной ёлки, расположенной прямо на берегу Ладожского озера. Невдалеке от сцены стояли сани главного Деда Мороза и очень красивые скульптуры собак породы хаски. А на здании мэрии, что в 10 минутах ходьбы, разыгрывалось целое представление – лазерное шоу под музыку. Словом, центр буквально сиял огнями.
«Раз в шесть лет попадаешь на новогоднюю ночь в смену, – поделилась дежурная по станции Евгения Шафранская. – И почти всегда много работы. Все машинисты хотят быстрее приехать домой. Сегодня ночью у дежурной была колоссальная работа – поезда шли друг за другом».

Есть у железнодорожников и своя новогодняя традиция. Сразу после боя курантов диспетчер из Санкт-Петербурга заводит циркуляр, и первые слова поздравления «С Новым годом!» слышат на всех станциях его участка работники, находящиеся на дежурстве. Вот и весь праздник для тех, кто на посту.
«В эти дни работы у нас даже больше, чем в обычные. Особый режим означает усиление транспортной безопасности. К тому же идут всевозможные проверки – по безопасности, охране труда», – рассказал Евгений Зайцев.

Стоит отметить, что сортавальские железнодорожники за свою работу держатся. Она неплохо оплачиваемая и престижная.

Иду на Мирин пост. На станции, где их шесть, он самый большой – на 17 стрелок, все они переводятся вручную. На посту тепло и уютно. Мира предлагает чай с тортом, который, как оказалось, накануне вечером принёс начальник станции. Сладкие подарки он развёз всем работникам, кто дежурил в новогоднюю ночь. На все четыре станции, что находятся в его подчинении.

Вообще руководство станции подчинённые хвалят. Бывшего начальника станции Сергея Крупина народ недавно выбрал на пост мэра города, что само по себе говорит о его репутации. Теперь его дело продолжает Евгений Зайцев.

Из окна поста станция всё ещё выглядит пустой. На путях единственная работающая техника – маневровый тепловоз. Ближайший поезд прибудет только после обеда.
«Что делать будешь, пока работы нет? – спросила Миру. – Тебе можно книжку почитать, телевизор посмотреть?»
«Вот что можно всегда почитать, – Мира достала с полки три книги, одну из них – ПТЭ – я узнала сразу. – А потом я должна стрелки от снега чистить».

У Миры впереди была смена, а я отправилась домой. От стрелочного поста до бабушкиного дома три минуты пешком. Оказавшись на пороге, подумала о том, что, наверное, не случайно, когда едешь в поезде, чувствуешь себя спокойнее. За ощущением безопасности, которое даёт поезд, стоит не столько мерный стук колёс и дребезжащий подстаканник, сколько добросовестный труд всех, кто работает на этой станции.

Яна Позолотчикова,
соб. корр. «Гудка»
Сортавала
Фото автора


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31