23 апреля 2021 17:09

Эффективный инструмент оптимизации рабочих процессов

Применение метода картирования позволило сократить издержки без потери качества ИТ-услуг

Информационный комплекс ОАО «РЖД» является одним из важнейших элементов системы управления холдинга. Главный вычислительный центр (ГВЦ) и его региональные информационно-вычислительные центры (ИВЦ) обеспечивают в круглосуточном режиме сопровождение информационных и управляющих систем, от бесперебойной работы которых зависит перевозочная деятельность компании.
Роман Чумаков, заместитель начальника Читинского ИВЦ ОАО «РЖД»
Поставленная руководством ОАО «РЖД» задача по оптимизации затрат на сопровождение ИТ-инфраструктуры требует внедрения инновационных подходов, комплексного рассмотрения существующих проблем при одновременном сохранении высокого уровня предоставляемых услуг.

Бережливое производство позволяет снизить потери от неэффективного использования разного рода ресурсов – людских, финансовых, материальных. Ключевая идея бережливого производства заключается в разделении деятельности предприятия на две категории: операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя, и операции и процессы, не добавляющие ценности (потери).

Для повышения эффективности необходимо устранить или минимизировать все виды потерь. Скрытые потери включают в себя перепроизводство, дефекты и переделки, ненужные перемещения, излишние запасы, ожидание и т.д. Эти потери увеличивают издержки, не добавляя ценности, действительно необходимой заказчику. Они также увеличивают срок окупаемости инвестиций и ведут к снижению мотивации работников.

В последние годы в ГВЦ реализован ряд проектов, которые можно отнести к бережливому производству. В частности, был успешно реализован один из крупнейших в стране проектов по внедрению Единой службы поддержки пользователей, произведена консолидация вычислительных ресурсов в центрах обработки данных, проводится работа по оптимизации технологического сопровождения пользователей за счёт внедрения соответствующих центров.

Несмотря на положительную динамику, существует ряд проблем и вопросов дальнейшей эксплуатации вычислительных комплексов. Ежегодно в ОАО «РЖД» принимаются в эксплуатацию новые автоматизированные системы, усложняются технологические процессы, ужесточаются требования заказчика к надёжности систем, а также к уровню обслуживания пользователей и к точности получаемой информации.

В компании проект «Бережливое производство» внедряется на ряде опытных полигонов с 2009 года, а с 2012-го началась его масштабная реализация на всей сети железных дорог. Следующим этапом данной работы является построение бережливой производственной системы (БПС), которая объединяет и систематизирует накопленный опыт и методологию. Это позволит перейти на новый уровень, который обеспечивает качество предоставляемой продукции или сервиса.

В ГВЦ уже сформировали перспективный план развития до 2017 года, в котором обозначены основные направления развития БПС. Например, организация эффективных рабочих мест, картирование и стандартизация основных ИТ-процессов и др.

Традиционно внедрение бережливого производства начинается с формирования рабочих групп и реализации принципов 5С. Система оптимизации рабочих мест, как правило, не требует существенных затрат, реализуется силами сотрудников предприятия.

Исторически информационно-вычислительные центры с момента своего создания входили в структуру железных дорог и только в 2007 году в процессе реформирования были переданы в структуру ГВЦ. Это наложило свой отпечаток на многие процессы.

Одни из важнейших задач – стандартизация и унификация всех ИТ-процессов. Наиболее перспективным инструментом бережливого производства в данном случае является картирование – подробный анализ производственных процессов в целях выявления потерь и сокращения издержек. Применение данного инструмента в ряде ИВЦ позволило сократить издержки без потери качества предоставляемых ИТ-услуг.

Ещё одним перспективным направлением является реализация межфункциональных проектов, реализуемых совместно с другими филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД», которые дают существенный эффект и повышают качество услуг для конечных потребителей – пассажиров и грузоотправителей. К таким технологиям относятся системы электронного документооборота, различные электронные сервисы, которые позволяют в кратчайшие сроки получить информацию, забронировать билет и т.д.

Важно, что применение методов бережливого производства позволило сократить издержки в ГВЦ и его структурных подразделениях. При этом для предприятий, работающих в области информационных технологий, основную деятельность необходимо сосредоточить на процессном подходе и на создании ценности для информационных услуг.

В отличие от материального производства в данном случае основным объектом является информация, которая поступает на предприятие, обрабатывается и выдаётся конечному потребителю, а также скорость выполнения заявок пользователей. Для получения максимального эффекта необходимо рассматривать в комплексе все структурные подразделения ОАО «РЖД» и развивать между ними взаимодействие.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31