23 апреля 2021 17:46

«Снежные билеты», или Как сменить колёса

В непогоду на улице любого города становится слишком тесно

Власти российских городов подумывают о предоставлении автомобилистам, отказавшимся от своих машин на время обильного снегопада, бесплатного проезда на общественном транспорте.
Сама идея введения в обиход так называемых снежных билетов не нова. Подобная мера, призванная разгрузить дороги в непогоду и позволить коммунальной технике быстрее их расчищать, применяется, к примеру, властями Риги.

На днях о своём намерении перенять рижский опыт заявил столичный Департамент транспорта, предложив водителям ответить на вопрос: «Готовы ли вы отказаться от личного автомобиля в случае, если во время снегопада билет на проезд в общественном транспорте для вас будет бесплатным?» Следом за Москвой обсудить введение подобной практики предложили и власти Санкт-Петербурга.

Желание властей мегаполисов разобраться, какой процент автомобилистов готов ради «снежного билета» отказаться от машины, кажется вполне логичным, поскольку встаёт вопрос, справится ли общественный транспорт, та же подземка, с массовым наплывом пассажиров, ведь только в Москве зарегистрировано около 4 млн легковушек.

А вот в Ярославле решили ничего не обсуждать, а сразу провести пробную акцию и посмотреть, что из этого получится. Весь вчерашний день, 13 декабря, аккурат после введения на территории Центральной России штормового предупреждения и «оранжевого» уровня опасности, ярославские автомобилисты могли бесплатно передвигаться на автобусах, троллейбусах и трамваях, предъявив лишь свидетельство о регистрации личного транспортного средства.

Если говорить об эффективности этой меры как таковой, то мнения экспертов расходятся.

По словам председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, «снежные билеты» – это излишество. Адекватные водители и сами, без всяких «пряников», не сядут за руль в разгул непогоды, прекрасно осознавая возможные последствия. А тех, кто об этом не задумывается, бесплатными билетами на автобус заманить не удастся. И потому существенного изменения ситуации на дорогах нововведение всё равно не даст.

Возникает и другой вопрос – вопрос справедливости. «Эти проезды всё равно не бесплатные. Просто оплачивать их придётся всем налогоплательщикам. С чего бы? Водители – не льготная категория граждан. Они вполне могут позволить себе купить билет на сэкономленные на бензине деньги», – поясняет свою позицию Виктор Похмелкин.

С тем, что водители не станут за бесплатный проезд массово пересаживаться на общественный транспорт, согласна и директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Ирина Ирбитская. Однако, по её мнению, «снежные билеты» – дело хорошее и полезное.
«Эта идея действительно отработана во многих европейских городах. И при правильном подходе никаких дополнительных налоговых затрат не потребует. Нашу нынешнюю систему распределения бюджетов вполне можно оптимизировать, чтобы найти деньги на «снежные билеты», – говорит эксперт.

По её словам, не снижает их эффективность и тот факт, что в большинстве российских городов общественный транспорт наземный и тоже страдает в непогоду. «Даже там, где есть только автобусы, есть смысл пересаживать на них автолюбителей. Общественный транспорт за один раз перевозит больше людей, при этом занимая меньше места на дорожном полотне. И организовать его движение гораздо легче», – добавляет Ирина Ирбитская.

Илья Суворов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31