08 июля 2020 11:54

Где Рыбалко – там победа

«Счастье в работе», – считает почётный железнодорожник Владимир Зиновьевич Рыбалко

Владимир Рыбалко отдал железным дорогам 60 лет своей жизни. Она была непростой и нелёгкой. Но такое уж время ему выпало.
«Счастье в том, чтобы быть полезным людям», – считает Владимир Рыбалко
Говорят, что скупой на похвалу министр путей сообщения СССР Иван Павловский, подписывая постановление о присвоении звания «Коллектив высокой культуры производства» коллективу вагона-дефектоскопа, которым руководил Владимир Зиновьевич, сказал: «Как известно, ситуация в путевом хозяйстве на Московской железной дороге осложнилась из-за просрочки капитального ремонта пути, нередко мы были на грани ЧП. Только на участке Рязань – Сасово этим коллективом обнаружено более 30 остродефектных рельсов. Молодцы, дефектоскописты! Где Рыбалко – там победа».

Тёплых мест Владимир с молодых лет не искал. Как говорится, где родился – там и пригодился. После окончания железнодорожного училища был назначен бригадиром в ПМС-39. Работа путейца не для белоручек и слабаков. Но к труду он был приучен с малолетства. Помнит, как помогал матери после войны зарабатывать трудодни в колхозе.

Успевал всё. Мать удивилась, увидев однажды, как он играет на балалайке соседа, у которой осталось две струны. Потом в его руках запели мандолина и скрипка, играл и на баяне.

Не было ему равных и за шахматной доской. Со школьным «гроссмейстером», как называли его друзья, любил играть директор школы, вернувшийся с войны инвалидом. Однажды он вызвал Рыбалко в свой кабинет для очередной баталии. И, подвыпив, решил во что бы то ни стало взять верх над мальчишкой. Но тот поймал его на попытке незаметно переставить фигуру и получил такую затрещину, что разбил голову о косяк двери.
– На следующий день, – вспоминает с улыбкой Владимир Зиновьевич, – его жена пришла к нам домой с извинениями и принесла два батона хлеба и целый килограмм сала. Для нас в тот голодный год это было целое состояние. Помню, мама умудрилась целых две недели кормить нас этим дополнительным пайком, заработанным головой в прямом и переносном смысле…

Друзья предлагают ему вместе поступать в железнодорожное училище, и он едет с ними на крыше товарняка на станцию Белополье. Но опаздывает: приём документов закончен. Правда, узнав о музыкальных талантах Рыбалко, для него делают исключение. Володя с усердием постигает нелёгкое путейское мастерство. А в свободное время создаёт в училище струнный оркестр, который в 1955 году завоёвывает первое место в стране среди самодеятельных музыкальных коллективов за исполнение «Марша славянки».

Однако музыка ушла на второй план, когда Владимира Рыбалко назначили бригадиром пути в ПМС-39. Он едет в Харьков.

Вначале начальник ПМС Николай Кобылянский предложил ему возглавить молодёжную бригаду из 40 человек, вчерашних школьников, затем доверил путеукладочный кран (УК-25) из тех, что только появились на дороге.
– За четырёхчасовое «окно», – вспоминает ветеран, – мы укладывали до километра пути, а через два года достигли рекорда – 1500 метров! Работа шла денно и нощно. Когда приходили полувагоны с рельсами, работали по 12 часов в любую погоду, забывая даже поесть.

А потом он по комсомольской путёвке поехал на реконструкцию линии Тайшет – Братск под тепловозную тягу. Попал в ПМС-56. За полгода путейцам предстояло пройти более 100 километров. К тому времени Рыбалко с отличием окончил Елецкий техникум железнодорожного транспорта, и его назначили начальником отдела кадров путевой машинной станции.

Рабочих рук на стройке не хватало. Пришлось ехать в Новосибирск за пополнением. Вскоре привёз с собой полусотню сибиряков. Народ собрался разношёрстный, в основном непривычный к суровым условиям труда в болотистой местности, буквально кишащей комарами. К тому же многих приходилось учить путейским азам буквально с нуля.

Прошло много лет, вспоминает Владимир Зиновьевич, и однажды на Казанском вокзале столицы к Владимиру Зиновьевичу подошёл солидный мужчина и спросил: «Извините, вы не работали в 1962 году на участке Тайшет – Братск?» Разговорились, и Рыбалко вспомнил, как на одной из сибирских станций к нему подошёл паренёк и попросился на стройку. Он не смог ему отказать. И всю дорогу делил селёдку с чёрным хлебом с юным попутчиком.

Рыбалко умел работать с людьми и знал, как сплотить коллектив. Вероятно, поэтому начальник Московской железной дороги Иван Паристый и предложил ему возглавить коллектив вагона-дефектоскопа. Он согласился.

И вывел свой коллектив в передовые на сети дорог: он не допустил ни одного брака в работе, предотвратил десятки сходов подвижного состава. При этом дефектоскописты поставили своего рода рекорд – обследовали 800 тысяч километров колеи, фактически покрыв расстояние в два раза больше, чем до Луны.

Двенадцать лет он отдал этой непростой и очень ответственной работе. И, выполняя свои обязанности, постоянно задавался вопросом: почему появляются остродефектные рельсы, как образуются в них трещины и другие изъяны? Об одном, признался, жалеет сегодня, что из-за болезни не удалось довести до логического конца научную работу по усовершенствованию комплексной проверки рельсов магнитными и ультразвуковыми дефектоскопами. Действительно, жалко, ведь собран был уникальный аналитический материал о причинах развития и образования дефектов в рельсах в прямых и кривых участках пути.

Владимиру Зиновьевичу не раз приходилось защищать людей. Однажды, когда уже работал в Москве, на заседании парткома вступился за заместителя начальника дороги по вагонному хозяйству, которому хотели за небольшие недоработки объявить выговор с занесением в учётную карточку, что фактически влекло за собой снятие с должности. И убедил ретивых партийцев не ломать судьбу человеку. Удивительно, но к его мнению прислушались…

Доброе дело люди помнят долго. Однажды строительно-монтажному тресту Московской железной дороги, где в это время работал Рыбалко, срочно понадобились деньги на закупку щебня для капитального ремонта колеи. А денег МПС не выделяло. И тут Владимир Зиновьевич встретил своего бывшего «подзащитного», который к тому времени стал начальником одного из главков. Рассказал ему о проблеме, и тот тут же дал команду выделить необходимую сумму на закупку щебня.

Свой трудовой, в 60 лет, стаж Рыбалко делит на две части: 24 года проработал в путевом хозяйстве и 36 лет – в железнодорожном строительстве, где прошёл путь от начальника отдела качества до заместителя генерального директора промышленно-строительного управления СМТ-3 филиала ОАО «РЖД». В подчинении у него были тысячи людей, сотни машин и специальной техники. От его опыта, умения выбрать правильное решение во многом зависела судьба крупных проектов: подготовка железнодорожной инфраструктуры к Олимпиаде-80 в Москве, затем Экспериментального кольца ВНИИЖТа в Щербинке – к международной выставке «Транспорт-86». Тогда всего за две недели были построены четыре современных выставочных павильона, за которые никто до этого не хотел браться. По оценке министра путей сообщения СССР Николая Конарева, все работы были выполнены с высочайшим качеством. Многих строителей тогда поощрили, а Рыбалко представили к высшей награде отрасли – знаку «Почётный железнодорожник».

После этого он участвовал в реконструкции восьми вокзалов столицы, в подготовке путевого хозяйства к пропуску тяжеловесных поездов, а также к скоростному движению электропоездов.

Владимир Зиновьевич всегда активно участвовал и в общественных делах: был комсомольским секретарём, партийным активистом, много лет занимался профсоюзной работой. Он был инициатором проекта коллективного договора и «реанимации» профсоюзной организации ОАО «РЖДстрой», когда его работники из-за реорганизации лишились социального пакета. В 2008 году он создал и возглавил «Общество пенсионеров войны и труда ОАО «РЖДстрой». Самой главной своей победой считает утверждение Положения о предоставлении социальных льгот неработающим пенсионерам, которое гарантирует им помощь в покупке лекарств и санаторно-курортном лечении.

Владимир Зиновьевич и сегодня продолжает заботиться о других. Он никогда не думал о себе. Поэтому нет у него ни машины, на которой мог бы ездить из родного Железнодорожного в Москву на заседания Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России или навестить одинокого и больного пенсионера. Нет и дачи, где можно отдохнуть.
– Счастье не в отдыхе, а в работе, в том, чтобы быть полезным людям, – считает ветеран, которому 1 декабря исполнится 80 лет.

Он без дела сидеть не привык. «Вот, выбился в писатели», – улыбаясь, говорит мой себеседник. Написал книгу о строителях Московской железной дороги, работавших в годы Великой Отечественной войны.

Несмотря на занятость, Владимир Зиновьевич всегда находит время порадовать коллег своей игрой на баяне, замечательно поёт русские народные песни.

Хочется верить, что эстафету добрых дел примут его внуки и правнук, который родился совсем недавно. Им умножать славу железнодорожной семьи Рыбалко, трудовой стаж которой составляет уже 237 лет.

Виталий Тетерятник




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30