02 июля 2020 12:01

Альтернативный отдых

Чтобы переориентировать туристов на отечественные курорты, нужны время и деньги

Финансовый кризис и политическая ситуация меняют структуру туризма – всё больше людей отказываются от заграничных поездок и предпочитают проводить отпуск дома.
По оценкам Российского союза туриндустрии, прирост в сфере внутреннего туризма по итогам 2015 года составит не менее 25%. В немалой степени это связано с падением цен на нефть и обвалом рубля – многим соотечественникам стало просто не по карману ездить за границу.

Политическая ситуация, в частности прекращение полётов в Египет и напряжённость из-за сбитого Су-24, грозящая приостановкой продажи путёвок в Турцию, только увеличивает стрессовую нагрузку на отрасль. Отечественных туроператоров теперь всячески склоняют к «импортозамещению» – освоению родных просторов и наполнению своих гостиниц. Смогут ли наши курорты предложить достойную альтернативу бюджетным Египту и Турции?

Рост спроса на отдых по России действительно есть, подтверждают туроператоры. «Но нужно понимать его специфику, так как это рост с маленьких цифр, – поясняет директор по управлению продажами «TUI Россия» Наталья Смирнова. – Условно говоря, если раньше агентства отправляли в Сочи по 2–3 человека в месяц, то теперь – по 20 и 30 человек. Но всё равно это незначительные величины, если сравнивать, к примеру, с количеством туристов, выезжающих в Турцию».

Известная проблема большинства российских курортов – бедная инфраструктура. Помочь этой беде призвана в том числе Федеральная целевая программа по развитию туризма – одна из немногих, что реализуется на условиях государственно-частного партнёрства: на 1 федеральный рубль привлекается порядка 3 руб. внебюджетных средств. «Необходимо создавать возможности для инвесторов и развивать туристические кластеры – сегодня таких площадок около 35 плюс большое количество заявок от регионов», – рассказывает замглавы Ростуризма Николай Королёв.

Однако создание инфраструктуры не влияет кардинально на увеличение потока туристов. «Главная проблема – люди часто недовольны качеством услуг и не хотят возвращаться на наши курорты», – говорит директор региональных проектов Консалтинговой группы «Город мастеров» Юлия Рыбакова.

По мнению профессора Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галины Дехтярь, решение проблемы – в обязательной сертификации и стандартизации туробъектов в соответствии с мировыми требованиями. «Нужно проводить классификацию мест размещения, аттестацию экскурсоводов, вводить реестр турагентств, – уточняет она. – А для этого необходимы поправки в законодательство».

Проект по обучению кадров реализуется в рамках той же ФЦП по развитию внутреннего и въездного туризма. «Важно не столько увеличить турпоток, сколько повысить качество сервиса, – подтверждает Николай Королёв. – В течение двух лет мы планируем качественно улучшить квалификацию отраслевых кадров на 25 учебных региональных площадках. За то время, что остаётся до чемпионата мира по футболу, мы обучим 30 тыс. человек».

Создание единого реестра турагентств, по мнению специалистов, поможет задать высокие требования и стандарты внутри отрасли, вернуть лояльность клиентов. «Череда банкротств крупных туркомпаний, уход с рынка «Трансаэро» – всё это сильно пошатнуло доверие к туроператорским каналам продаж, – говорит Юлия Рыбакова. – Многие люди пустились в «свободное плавание», и вернуть их быстро вряд ли получится».

Ещё один непраздный вопрос – географическая доступность курортов. Страна у нас большая, а транспортная составляющая турпакетов – 50–70%. Есть предложения сократить эти расходы за счёт субсидий, по крайней мере, когда речь заходит о малоимущих гражданах. «Развитие социального туризма почти полностью зависит от поддержки государства и компаний-работодателей. Без этого практически невозможно реализовать потенциал отрасли», – считает вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.

Первоклассные курорты европейского уровня могли бы получиться в Карелии, на Алтае, Байкале, в Калининградской области, оценивают представители турбизнеса. Но на это может уйти уйма времени и денег. Поэтому они в первую очередь осваивают те регионы, где уже есть с чем работать: какая-никакая туристическая инфраструктура успела сложиться.
«При условиях господдержки в совокупности с привлечением дополнительных инвестиций и экспертизы, развитием all inclusive отелей Сочи и Крым смогут составить конкуренцию тем же турецким курортам, которые сегодня выигрывают по соотношению цена/качество», – говорит Наталья Смирнова.

Анастасия Мурзина




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30