07 июля 2020 15:21

Октябрьская прибавка тоннажа

Снижение потребления отдельных видов промышленной продукции в стране не повлияло на устойчивость грузооборота

В октябре продолжился рост производительности труда работников, занятых на перевозках, который с начала года составил 5%. По-прежнему снижается и себестоимость самих перевозок. Темпы снижения погрузки за 10 месяцев по сравнению с январём – сентябрём удалось несколько сократить – с 1,4% до 1,3%.
Положительным можно было бы считать и тот факт, что в абсолютном выражении среднемесячная заработная плата сотрудников ОАО «РЖД» выросла за 10 месяцев почти на 9%, если бы не одно «но» – с учётом роста потребительских цен реальные доходы работников в отрасли упали более чем на 6%.

Всего в октябре было погружено 106 млн 972 тыс. тонн, или 3 млн 451 тыс. тонн в среднем в сутки, что примерно соответствует уровню сентября и на 0,5% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. И хотя план по объёмным показателям (погрузке и грузообороту с учётом пробега порожних вагонов) в октябре был выполнен, из-за сложившейся неблагоприятной структуры перевозок выполнить его доходную часть не получилось. Напомним, что, помимо каменного угля, руды железной, промсырья, на сети не удалось привлечь потенциально возможные объёмы таких высокодоходных грузов, как нефть и нефтепродукты, чёрные металлы, а также лом. Что касается металлопродукции, то недостача её отгрузки на сети во многом обусловлена резким сокращением в последнее время спроса в России. Так, по разным оценкам, внутреннее потребление стали в стране в текущем году упадёт в среднем на 10–12%. И в основном это произойдёт за счёт существенного снижения потребления в строительстве, автомобилестроении, а также в производстве бытовой техники и промышленного оборудования.

Но при этом следует отметить заметный прирост потребления труб большого диаметра благодаря реализации крупных инфраструктурных проектов ОАО «Газпром», что во многом предопределило в октябре устойчивость динамики погрузки на прошлогоднем уровне. Более того, рекордные темпы прироста – почти на 20% по сравнению с прошлым годом продемонстрировала такая высокодоходная номенклатура, как металлоконструкции. Небольшой прирост имеется также по химическим и минеральным удобрениям, лесным грузам, лому чёрных металлов, а также зерну.

В октябре также отметили дружное выполнение плана погрузки практически на всех дорогах, кроме Калининградской. Наибольшие темпы прироста по сравнению с октябрём 2014 года наблюдаются на Московской дороге, заметно превышен прошлогодний результат и на Северо-Кавказской. На уровне 2014 года было организовано отправление гружёных составов на Юго-Восточной, Свердловской, Западно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорогах.

В целом же по итогам 10 месяцев года наиболее заметный прирост объёмов отправляемых грузов зафиксирован на Красноярской дороге, который составил 8,6%. Прошлогодний рубеж был превышен также на Юго-Восточной, Свердловской, Забайкальской и Дальневосточной дорогах. На Красноярской, Забайкальской, Дальневосточной, а также Северо-Кавказской и Приволжской магистралях удалось превзойти достигнутый в прошлом году уровень грузооборота. Наиболее заметно этот показатель в октябре удалось повысить на полигонах Свердловской и на дорогах Восточного полигона – Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной.

В целом же на сети грузооборот с учётом пробега порожних вагонов в октябре вырос на 1,5%, притом что по итогам января–октября остался практически на прошлогоднем уровне. Отметим, что, по данным Росстата, в целом грузооборот транспорта в России за 10 месяцев снизился на 0,5% и в максимальной степени – на внутреннем водном и автомобильном транспорте, соответственно на 15% и на 6%. Небольшую положительную динамику к прошлому году имеет и доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспортной системы страны.

Одним из важных факторов сохранения устойчивости объёмов грузооборота неизменно выступает рост погрузки экспортных грузов через припортовые станции России, стран СНГ и Балтии. Но наиболее заметно он традиционно прослеживается в адрес российских портов и припортовых нефтебаз – в целом в октябре грузопотоки туда выросли на 4,7%. В том числе в адрес портов и нефтебаз Дальневосточной дороги погрузка увеличилась на 9,1%, в направлении Октябрьской – на 8%. Особо надо отметить скачкообразный рост на станцию Лужская, а также на Мурманск, соответственно на 27% и на 14%.

Заметное влияние на устойчивость объёмов грузовой работы оказывает и неуклонное увеличение динамической нагрузки на вагон, а также среднего веса грузового поезда. Так, в октябре он составил 3959 тонн, что на 43 тонны выше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост этого показателя продолжился уже и в ноябре. По оперативным данным, за истекший период ноября рост составил 4 тонны. Этому, в свою очередь, способствует увеличение числа проведённых по сети соединённых поездов.
Средний состав в октябре составил 65,83 вагона, в прошлом году в этом же месяце – 65,74 вагона.

В последние два-три месяца удалось добиться замедления темпов снижения количества перевезённых по железной дороге пассажиров. В сентябре, как и в октябре, они были практически идентичны. По оперативным данным, в прошлом месяце пассажирские перевозки в целом на сети сократились на 4,2%, в дальнем следовании на 5,3%. Заметное положительное влияние при этом продолжает оказывать рост популярности перевозок дневными поездами. Например, на направлении Москва – Санкт-Петербург пассажиропоток вырос на 11%, что, кстати, почти адекватно увеличению предложения – количество мест выросло на 16%. Росла привлекательность дневного сообщения и на других направлениях – между столицей и Смоленском – на 46%, Владимиром – на 49%, почти на 60% больше пассажиров стало ездить между Москвой и Белгородом. Устойчивый рост спроса на уровне 10% наблюдается на таких направлениях, как Москва – Курск, Москва – Орёл, Москва – Ярославль, и других. Из новых проектов, призванных увеличить пассажиропоток, можно отметить предстоящий запуск 3 декабря, в День пассажира, пятого маршрута курсирования двухэтажных поездов на направлении Москва – Самара. Приобретение 34 вагонов для этой цели стало первым шагом ОАО «РЖД» в деле по реализации постановления Правительства РФ «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования». Также 3 декабря планируется запуск уже 3-го дневного состава, курсирующего между Белгородом и Москвой. Маршрут будет проходить с остановками в трёх областных центрах – Курске, Орле и Туле. Необходимо отметить и проведение, начиная с 12 октября, и такой широкомасштабной акции, как оформление билетов на верхние боковые места в плацкартные вагоны всех поездов АО «ФПК», курсирующих внутри страны, со скидкой 30%. В течение месяца действия акции данной скидкой воспользовались более полумиллиона пассажиров, или порядка 20% всего пассажиропотока плацкартных вагонов. Напомним, что данное предложение будет действовать до 25 декабря этого года.

Отдел эксплуатационной
работы транспорта


Сегодня мы предлагаем вниманию читателей таблицы ключевых показателей работы дорог



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30