09 июля 2020 17:57

Эффект централизации

Реформирование бухгалтерии ОАО «РЖД» позволило снизить риски для компании

В рамках реализации концепции «Формирование системы бухгалтерского и налогового учёта ОАО «РЖД» на принципах организационной и функциональной централизации» «Желдоручёт»  оптимизирует технологию ведения бухгалтерского учёта и формирования отчётности, создавая центры компетенции по удалённой обработке первичных учётных документов и формированию отчётности.
Несмотря на отдельные технические моменты, которые ещё предстоит решить, общий результат реформирования «Желдоручёта» признан положительным, констатировали на совещании, проведённом Центром корпоративного учёта и отчётности «Желдоручёт» с экономическим руководством филиалов и ДЗО ОАО «РЖД».
«Эффективность нашей деятельности невозможно рассматривать отдельно от эффективности наших заказчиков, которыми и являются филиалы и ДЗО РЖД, – говорит руководитель «Желдоручёта» Андрей Пряхин. – Мы постоянно стараемся сверять нашу структуру с изменениями функциональности филиалов. Реформа, которая происходила в последние годы, была направлена на то, чтобы мы могли оперативно подстраиваться под ту систему управления, которая складывалась у наших заказчиков».

Первый центр компетенции был создан в 2011 году на базе Владимирского общего центра обслуживания (ОЦО). Учитывая положительный опыт, в 2013-м появился центр в Барнауле. Он осуществляет расчёт заработной платы подразделений, расположенных в восточной части страны. На базе Астраханского ОЦО-узла происходит учёт основных фондов, капитальных вложений, нематериальных активов и НИОКР. Также следующим шагом в повышении эффективности деятельности «Желдоручёта» стало создание ОЦО по формированию отчётности предприятий, расположенных на полигонах нескольких железных дорог. Так, для Дирекции тяги были созданы центры по формированию бухгалтерской и налоговой отчётности в Восточно-Сибирском региональном общем центре обслуживания (ОЦОР), в Свердловском ОЦОРе, сейчас создается Северный ОЦОР для обслуживания Северной, Калининградской, Октябрьской и Московской дирекций тяги.

Бухгалтерии такого крупного холдинга, каким является ОАО «РЖД», очень нужна была гибкость. Если раньше в подразделении один бухгалтер отвечал за какой-то один вид учёта, то при сокращении штата на 10–20% бухгалтерия просто не могла адекватно отреагировать снижением затрат. Теперь, когда в ОЦО-узле над одним видом учёта многих подразделений трудятся более сотни человек, такая возможность появилась. А значит, заказчик может рассчитывать и на снижение платы за стоимость обслуживания при уменьшении объёмов работы. Более того, грамотное управление большой группой специалистов, собранных в одном месте, позволяет снижать риски ошибок (что в конечном итоге всегда выливается в дополнительные расходы для компаний) и повысить скорость подготовки отчётности. Ещё один плюс – современные технологии связи позволяют разместить ОЦО по всей стране в тех регионах, где есть подготовленные специалисты, а уровень зарплат ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

«Мы участвуем в пилотном проекте «Желдоручёта», который уже превратился в регулярную деятельность, и видим для себя эффект в укрупнении функционала ОЦО-узлов, – говорит заместитель начальника Дирекции тяги по экономике и финансам ОАО «РЖД» Алексей Лебедев. – Мы довольны бухгалтерским обслуживанием, тем, что все наши предложения открыто обсуждаются. Мы также совершенствуем свою деятельность и рассчитываем на то, что в своей части «Желдоручёт» нам поможет».

«Выделение учёта принесло определённый результат с точки зрения достоверности, а также есть большие положительные моменты для налогового учёта, – поддерживает коллегу заместитель генерального директора по экономике и финансам Центральной станции связи ОАО «РЖД» Наталья Квасова. – Последние проверки показали, что замечаний к отчётности стало намного меньше и они носят несущественный характер, а связаны с неоднозначным толкованием законодательства».

«Нам интересно работать с теми заказчиками, которые занимаются собственной оптимизацией и системой управления, потому что в этом случае возникают синергетические эффекты, которые особенно ощутимы для всего холдинга», – замечает Андрей Пряхин.

Сложности во взаимодействии с заказчиками возникают часто из-за «удалённой работы», когда психологически трудно перестроиться и состыковать те процессы, которые происходят на этапах передачи информации.

Для самого «Желдоручёта» проблемы состоят в том, что не всегда подразделения РЖД заблаговременно согласовывают с ним изменения в структуре управления, что потом отражается на отработанных процессах бухгалтерского и налогового учёта, а значит, ведёт к увеличению затрат.

Сейчас «Желдоручёт» за счёт повышения компетенций и отработки процессов с каждым годом увеличивает количество предприятий и ДЗО, которые обслуживаются в ОЦО-узлах по различным видам учёта. Эффективность такого обслуживания, в том числе экономического, для холдинга выше, чем при традиционном ведении учёта на предприятиях.

Сергей Плетнёв




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30