09 июля 2020 18:31

Борьба за груз

Стоит задача сделать конкурентоспособными железнодорожные тарифы

Актуальной темой для участников рынка железнодорожных перевозок сейчас является регулирование тарифов на перевозку, чтобы дать возможность ОАО «РЖД» конкурировать с другими видами транспорта. Компания активно работает над новой тарифной стратегией. «Гудок» попробовал оценить ряд предложений по совершенствованию тарифов, которые существуют на рынке.
Леонид Мазо, эксперт, один из разработчиков Прейскуранта 10-01, доктор экономических наук
– Сейчас участники рынка видят определённый выход в том, чтобы дать РЖД возможность более гибко устанавливать стоимость перевозки. Это должно привлечь высокодоходные грузы. Насколько это верно, на ваш взгляд, учитывая, что в данных условиях привлекать можно только скидками с тарифа?
– Конечно, имеется вариант перехода этих грузов на контейнеры, но это резко снижает рентабельность перевозок. В любом случае оценка эффективности привлечения грузов должна проводиться сравнением изменения доходов и расходов, зависящих от объёма перевозок. Разница в том, что решение об изменении способа перевозки принимается грузовладельцем, а предоставление скидок зависит от перевозчика. Поэтому в последнем случае определение коммерческой эффективности, как и выполнение договорных объёмов должны быть обязательными условиями. Возможны и временные акции по предоставлению скидок для определённых грузов. Эксперимент может быть продолжен для грузоотправителей, увеличивающих или сохраняющих (при неблагоприятной конъюнктуре) объёмы перевозок. Здесь важно, чтобы эти договорные условия были типовыми и одинаковыми для всех пользователей.

– Прейскурант 10-01 создавался в других условиях, нежели те, которые сейчас действуют на рынке. Изменится ли что-то, если снова пересчитать ставки за начально-конечные операции (НКО) и их долю в структуре тарифа?
– Во-первых, в этих ставках можно было бы выделить ту часть, которая относится к отправлению и приёму собственных порожних вагонов. Когда базовые тарифы строились под общий парк, порожние вагоны в них учитывались. Если разделить ставки за НКО с гружёными и порожними вагонами, то тариф несколько повысится на коротких расстояниях, что, конечно, не в пользу железных дорог по отношению к автотранспорту для тяготеющих к нему грузов.
Во-вторых, ещё 30 лет назад задумывались о разделении НКО для отправок с мест общего пользования и более низких ставок с подъездных путей. Но для этого недоставало отчётных данных с детализацией расходов. Опять-таки будет дороже для тарно-штучных грузов, уходящих на автотранспорт.
В-третьих, на расстояниях до 160 км действует повышающий коэффициент 1,23 к ставке за движенческую операцию (ДО). Это отражает удорожание пробега в сборных и передаточно-вывозных поездах на начальном и конечном отрезках пути. Оно устраняется при использовании отправительских маршрутов, для которых введены понижающие коэффициенты с учётом этого и других факторов, связанных с экономией на переработке вагонопотоков. В принципе вместо коэффициентов можно дифференцировать тарифные ставки ДО и НКО по видам отправительских маршрутов и групповых отправок. Однако такие изменения возможны только в электронном формате прейскуранта.

– На различных железнодорожных форумах звучат предложения отказаться от родов грузов и перейти на тарифы по расстоянию и весу. К чему это может привести?
– Переход к единице тарификации за ткм брутто (такое предложение давно высказывалось в аппарате РЖД) имеет смысл для оплаты услуг инфраструктуры при её организационном отделении от перевозочной деятельности. Однако при такой тарификации услуг перевозчика могут пострадать интересы грузовладельца, чья экономика перевозки в принципе не должна зависеть от тары вагона. Общим недостатком данного предложения является недоучёт длины вагона.
Что касается тарифного стимулирования структурной перестройки экономики в пользу обрабатывающей промышленности, то это грозит, во-первых, утратой реального экспортного потенциала страны с вытекающими отсюда последствиями в виде социального кризиса, а во-вторых, потерями объёмов перевозки для РЖД. В этом ключе заметим, что по инициативе РЖД снижен тариф на перевозки в инновационных вагонах. Теперь мяч на другой стороне поля.

Беседовал Сергей Плетнёв




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30