03 августа 2020 21:18

А я бы поехала на поезде

Почему в следующий раз я вновь отправлюсь в путешествие по железной дороге

На днях прочитала в «Гудке» статью Татьяны Симоновой «Путешествие по России в «России» и решила поделиться своим мнением по поводу того, стоит ли в нашей стране путешествовать поездом.
Как и Татьяна, я долго обдумывала свою поездку по Транссибу, так как, довольно часто путешествуя по миру, ловила себя на мысли, что о своей родной стране знаю очень мало. Для себя решила, что ехать семь суток без остановок в ограниченном пространстве поезда, пусть и фирменного, физически не смогу, да и, честно признаться, не хочу. Огромность моей Родины я знаю, и я не иностранка, на которую произведёт впечатление такая длинная поездка по одной стране. А мне изначально хотелось побывать во многих проносящихся мимо окон купе городах, походить там по улицам, музеям, выставкам, познакомиться с коренными жителями, узнать о том, как и чем они живут.

Наше путешествие (а ездила я вместе с мамой) продлилось 24 дня в августе этого года. Нам очень повезло, так как не каждый может себе позволить выпасть на такое продолжительное время из накатанной повседневности. Прежде чем брать билеты, мы заказали четырёхдневный круиз по Байкалу и, уже отталкиваясь от него, стали строить график самой поездки от Казани до Владивостока.

Билеты брали за 45 дней не по Интернету, а непосредственно на вокзале – из-за того, что сайт с восьми утра зависал и нужных мест (мы брали по возможности в женском купе нижние полки, не у туалета) после 10 часов уже не было. В плацкарте мама ехать не согласилась, а мне бы хотелось хоть разок попробовать… Поезда выбирали удобные нам по времени, из них фирменных оказалось только три: «Татарстан», Москва – Пекин и «Россия».

Гостиницы заказаны, авиабилеты Владивосток – Москва куплены. И вот настал час икс: мы сидим в вагоне, на улице играет живая музыка, звучит марш «Прощание славянки» – это провожают турецкую делегацию, а нам казалось, что провожают нас…

Во всех фирменных поездах ехать было приятно: чисто, уютно и комфортно. На пути из Читы в Хабаровск (2,5 дня) мы ехали поездом № 002 Москва – Владивосток («Россия») в необычном вагоне № 6 с радиоузлом. Так получилось, что, когда мы покупали билеты, других мест в поезде уже почему-то за 45 дней не осталось. Места в этом вагоне были предназначены для отдыха проводников, начальника поезда и поездного электромеханика, работников вагона-ресторана. И только с 17-го по 24-е (в этом купе мы и ехали) – для обычных пассажиров, а 29-е, 30-е – для инвалидов. Понравилось то, что в вагоне стояла тишина, не бегали дети, было очень чисто и цивильно. Во время этой поездки проводник даже разрешил принять душ в специальном купе.

Я думаю, что когда-нибудь все поезда будут такими, во всяком случае очень на это надеюсь.

Нефирменные поезда выглядели изношенными, но нас это совсем не раздражало (хотя, если задуматься, всё-таки стыдно нашей стране иметь такие поезда), так как, во-первых, мы в них только ночевали, во-вторых, на удивление, везло с попутчиками, в-третьих, и тут надо отдать должное руководству РЖД, кадры работников поездов подобраны удивительно правильно – все выдержанные, вежливые, организованные. В одном из поездов проводник сказал ключевую фразу: «Главное, чтобы у пассажиров было хорошее настроение». И, действительно, на протяжении всего долгого пути мы видели не обшарпанные вагоны, неудобства, а старающихся скрасить поездку заботливых проводников, интересных попутчиков и меняющиеся пейзажи за окнами.

На пути из Тобольска проводница нашего вагона Наталья поделилась историей своей работы в РЖД. Оказалось, что она попала на железную дорогу в 19 лет, работает здесь с 1991 года, а её самый первый поезд был «Поволжье». Мы с ней разговорились, и она заметила, что люди, путешествующие поездом, стали другими: раньше были более добродушными и душевными, а сейчас в основном сидят по своим купе, закрывшись, всё чаще попадаются нервные и раздражительные. Уже не в первый раз я услышала, что никому из проводников не нравится то, что приходится, выполняя план, буквально «впихивать» пассажирам сувениры. Ведь, кроме магнитиков и всякой ерунды, ничего существенного больше нет. Почему бы не приобрести для пассажиров настоящие памятные вещи, которые будут раскупаться на «ура» – например, каслинское литьё или самоцветы из Екатеринбурга, костяные изделия из Тобольска, кедровые орешки из Красноярска?

В этот же день я ещё познакомилась и с Юрием Борисовичем (фамилию, к сожалению, не узнала) – оказалось, что он машинист, но не этого поезда. «Я работаю с 1982 года: всегда мечтал стать машинистом, потому что это уважаемая профессия», – сказал он. После школы Юрий Борисович год учился на помощника, а затем и на самого машиниста. Правда, работает на «толкаче» – так называют подталкивающий локомотив, который на сложных участках помогает грузовым поездам подниматься в гору.

Кстати, в вагоне-ресторане этого поезда нам предложили вкусную и недорогую пищу. Вообще-то насчёт еды в поездах мы особо не заморачивались, питались в основном в городах (причём старались попробовать местную кухню), а на завтрак покупали фрукты и йогурты, но несколько раз побывали в вагонах-ресторанах. В фирменных поездах меню разнообразное, так как пассажиры здесь, видимо, более состоятельные и кушают чаще, а в обычных было попроще и людей значительно меньше.

Сейчас, когда прошло время после нашего путешествия, я понимаю, что мы всё спланировали правильно. Возможно, если бы мы не видели величественного Байкала, не побывали на высотах Красноярских столбов, не впитали дух академгородка Новосибирска, не посетили места жизни декабристов, сосланных в Иркутск и Читу, не катались на теплоходах по Енисею и Амуру, не купались в Японском море, не попробовали сырых гребешков и икру морского ежа на острове Русский (обо всём когда-нибудь напишу поподробнее), моего позитивного настроения не было бы. И попутчики по купе не были бы такими милыми, с их искренним удивлением, что кто-то по своему желанию путешествует по Транссибу. Не было бы задушевных бесед и рассказов. Не знаю… Хочется верить, что после наших встреч кому-то тоже захочется пересечь насквозь самую большую страну в мире, побывать в старинных русских города, полазить по Столбам и увидеть Байкал.

Что касается недостатков на железных дорогах, которых, конечно же, немало, то, считаю, что исправить их можно, главное – видеть их и работать в нужном направлении. И тогда пассажиры не будут проезжать Байкал ночью, не надо будет волочить тяжёлые чемоданы по лестницам вокзалов (за всю поездку только в Казани на вокзале был лифт), упрашивать проводников открыть закрытый за полтора часа до прибытия в населённый пункт туалет, с жалостью смотреть на продающих нелепые сувениры проводников. И фильмы о великих сибирских городах нужно показывать по ТВ в поездах, как отмечал автор статьи.

Но, несмотря на трудности, мой ответ будет таким: да, стоит путешествовать по России на поезде. Ведь только здесь вы сможете увидеть, как природа средней полосы сменяется таёжными лесами, реками, озёрами, а затем всё переходит в дикую природу Забайкалья, а от Читы до Хабаровска присутствие человека незаметно: кругом нетронутая величественная природа. Разве с самолёта это увидишь? Только на поезде приезжаешь в самый центр городов, сдаёшь вещи в камеру хранения – и ты уже гуляешь в исторической части города (ведь удобно же!). И только в поезде, сидя за столиком, ты по душам поговоришь с попутчиками, узнаешь их мнение и, может быть, изменишь своё.

А туристический сервис надо развивать и повернуться лицом к людям, сделать путешествия на поездах более комфортными и дешёвыми.

Анастасия Хоменко
Москва




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31