07 июля 2020 16:31

Основные посылы – качество и бережливость

Столичная магистраль – полигон для внедрения проектов, направленных на снижение потерь и рисков

Участники очередного «круглого стола» под председательством вице-президента ОАО «РЖД» Виктора Степова обсудили на площадке МЖД тему построения и развития бережливой производственной системы холдинга «РЖД».
В числе присутствовавших – начальник Департамента развития системы управления ОАО «РЖД» Глеб Зазнов, заместители руководителей всех филиалов компании по развитию, а также представители ДЗО и департаментов, обеспечивающих координацию деятельности подразделений компании в рамках сквозных процессов. От столичной магистрали – первый заместитель начальника МЖД по экономике, финансам и корпоративной координации Дмитрий Левитин и начальник службы корпоративного управления и реализации стратегии МЖД Михаил Костин.
– Не секрет, что на протяжении последних лет ОАО «РЖД» не удаётся обеспечить нормативный уровень затрат за счёт поступающих доходов, – комментируя необходимость проведения подобной дискуссии, отметил Виктор Степов. – Для удержания качества процессов на приемлемом для клиентов уровне мы должны постоянно снижать свои удельные издержки. Ранее мы определили основные направления, которые позволят в 2016 году удержать издержки в пределах прогнозных лимитов, а также подразделения аппарата управления, которые в качестве кураторов должны интенсифицировать деятельность филиалов и ДЗО по этим направлениям, оказывать необходимую поддержку и помощь.

Этот посыл явственно читался в ходе проведения «круглого стола».
– Его участники проанализировали основные проблемы, которые мешают нам быть эффективными: браки, отказы, потери и риски по вине аутсорсеров, – считает Виктор Степов. – В результате нащупали дополнительное измерение в вопросах повышения эффективности, определили набор приоритетных портфелей проектов.

По словам модератора, это прежде всего налаживание системы менеджмента качества (СМК) и бережливого производства у основных подрядчиков. Во-вторых, выстраивание сервисной модели взаимодействия с обеспечивающими подразделениями холдинга. В этом портфеле выделена работа по модернизации системы снабжения, а также по совершенствованию обслуживания ОАО «РЖД» и других предприятий холдинга Главным вычислительным центром и Центральной станцией связи.

Третий портфель наполнят межфункциональные проекты по оптимизации сквозных процессов работы крупных транспортных узлов и полигонов грузовой работы.
– Наконец, четвёртый, самый, наверное, объёмный портфель – это проекты, направленные на снижение потерь и рисков внутренних процессов подразделений самого ОАО «РЖД», в том числе за счёт налаживания уже упомянутых СМК и бережливого производства в дирекциях, – уверен Виктор Степов. – Самые большие эффекты мы прогнозируем от работ в дирекции инфраструктуры.

Возвращаясь к налаживанию СМК и бережливого производства, отмечу, что на этот раз в дискуссии принял участие и представитель АО «ВРК-1» – заместитель генерального директора по производству Андрей Рогозин. Его присутствие неслучайно. Статистика свидетельствует: 60% технических отказов, которые негативным образом влияют на перевозочный процесс по сети железных дорог, происходят по вине вагонного комплекса. Именно поэтому в ходе «круглого стола» Виктор Степов призвал собравшихся сообща решить эту проблему. Напомним, что на сети железных дорог России расположено 40 предприятий, входящих в структуру АО «ВРК-1», в том числе на полигоне МЖД у ВРК-1 четыре подразделения: Брянск-Льговский, Воскресенск, Люблино и Рыбное, и от того, как они работают, во многом зависит, будет ли клиент удовлетворён уровнем сотрудничества с железнодорожниками.

Андрей Рогозин выступил с сообщением, посвящённым внедрению элементов бережливой производственной системы в акционерном обществе, отметив, что особенно актуальным данное направление стало в период ограниченности финансовых возможностей компании. Для вовлечённости во внедрение бережливой производственной системы используются технические занятия, на которых персонал знакомится с основными принципами и методами построения бережливого производства и лучшими практиками отечественных и иностранных компаний. С той же целью проводятся ежемесячные селекторные совещания. Имеют также место новации: использование возможностей официального корпоративного сайта, на котором размещена база данных в рамках бережливого производства, участие в конкурсах на сети железных дорог.

Уже сегодня программа, рассчитанная на 2014–2016 годы, позволила добиться определённых успехов. За счёт реализации 68% запланированных мероприятий удалось получить экономический эффект в размере 26,5 млн руб.

С целью вовлечённости специалистов аппарата управления компании во внедрение бережливого производства в апреле-мае 2015 года проведён конкурс «5S офис», по результатам которого определены победители в номинациях «Лучшее рабочее место руководителя», «Лучшее рабочее место», «Лучший отдел/сектор».

Представитель вагоноремонтников не скрывал, что бережливая производственная система ВРК-1 развивается недостаточно быстро. В ответ Виктор Степов дал несколько рекомендаций. В том числе – познакомиться с опытом работы моторвагонного депо Санкт-Петербург-Балтийский, где несколько лет назад был внедрён опыт лин-технологий («бережливое производство»), позволивший уже на начальном этапе на 80% повысить качество ремонта электропоездов и на 12% – уровень заработной платы работников предприятия. А присутствовавший на заседании «круглого стола» первый заместитель директора Главного вычислительного центра Сергей Сабанцев пригласил Андрея Рогозина посмотреть, как действуют подобные технологии в ГВЦ.
– Признаюсь, что шёл сюда с некоторым волнением, – поделился со мной Андрей Фёдорович своими впечатлениями от состоявшегося обсуждения. – Разговор же оказался очень полезным. Меня буквально вовлекли в тему бережливого производства. Она стала для меня ещё более интересной и значимой. Важно, что нам готовы оказать документальную, методологическую и практическую помощь. Нужно постоянно развиваться, и система бережливого производства позволяет это сделать. «Круглый стол» придал дополнительный импульс для последующего развития бережливой производственной системы в нашей компании.

Чуть позже собеседник сообщил мне, что в настоящее время утверждённая в ВРК-1 программа, о реализации которой он говорил на заседании «круглого стола», уже актуализируется на период 2016–2017 годов. Дополнительно будут включены такие направления, как полная система обслуживания технологического оборудования (ТРМ) и расчёт полной эффективности оборудования (ОЕЕ), разработка системы нематериальной мотивации работников и сбор предложений по улучшению рабочих мест (КАЙДЗЕН). По его словам, на начальном этапе на предприятиях ВРК-1 уже устанавливаются информационные ящики, куда работники могут опускать записки со своими предложениями о повышении эффективности производства.

Большая ответственность в реализации развития бережливой производственной системы холдинга «РЖД», об основных направлениях которой собравшихся проинформировал заместитель начальника центра её построения и развития Алексей Колотов, ложится и на полигон столичной магистрали.
– Виктор Васильевич Степов призвал нас активнее внедрять пилотные проекты, в частности, в сфере снабжения, запущенные на Октябрьской железной дороге, – пояснил Михаил Костин. – Важное значение в оптимизации сквозных транспортных процессов придаётся Московскому железнодорожному узлу. Кстати, на полигоне МЖД имеются определённые наработки. В целом же «круглый стол» является полезным инструментом дальнейшего развития.

Вера Чубарова




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30