08 июля 2020 10:38

Мужчины и женщины: вес имеет значение

Программа по оздоровлению работников расширяется

У локомотивщиков есть поговорка «Машинист без пуза что поезд без груза». Стоя возле кабинета терапевта в ожидании своей очереди на замеры веса и окружности талии, машинисты балагурят на предмет лишнего веса.
Для машинистов, страдающих избыточным весом, халатное отношение к здоровью может закончиться не только потерей работы, но и тяжёлыми болезнями
«После окончания техникума мы разошлись по разным депо, а когда через много лет встретились, хвастались друг перед другом, кто больше на машиниста похож, у кого живот больше, – со смехом говорит машинист моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский Евгений Семёнов. – Когда после учёбы в депо пришёл, впечатление было, что все машинисты с животами».

«Так это же комок нервов», – отвечает ему председатель профсоюзной организации депо Андрей Курбатов. И продолжает уже серьезно: «Некоторые машинисты понимают, что надо следить за здоровьем, а некоторым говоришь, а они – лучше на даче пивка попью. Я и сам таким был до недавнего времени».

У Евгения живота нет и в помине. Несколько месяцев назад он уже принимал участие в программе по оздоровлению машинистов. Наша газета рассказывала об этом. Суть программы проста: машинистам, находящимся на грани списания по здоровью, предлагают войти в программу по оздоровлению, рассчитанную на несколько месяцев. Они посещают спортзал, бассейн, консультируются с диетологом, ведут дневник питания. Таким образом, для Евгения, скинувшего лишний вес и приведшего свое здоровье в порядок, проблема списания уже неактуальна.

А вот для машинистов, всё еще страдающих избыточным весом, халатное отношение к здоровью может закончиться не только потерей работы, но и тяжёлыми болезнями. По словам врачей-терапевтов дорожной поликлиники, согласно приказу Минтранса и Министерства здравоохранения при профосмотре человек, имеющий индекс массы тела (ИМТ) выше 40, считается профнепригодным.

ИМТ вычисляется по простой формуле: масса тела в килограммах, поделённая на возведённый в квадрат рост в метрах. «Например, вес человека – 120 кг, рост 169 см. Следовательно производим расчёт 120 : (1,69 х 1,69) = 42. Такая степень ожирения рассматривается как эндокринное заболевание, которое ухудшает течение всех сопутствующих заболеваний, в особенности эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Ожирение – прямая дорога к инфарктам и инсультам»,– говорит врач-терапевт дорожной поликлиники Светлана Реброва.

По её словам, работник с таким избыточным весом ставится на учёт к эндокринологу. «Рассматриваем таких на комиссиях, имеем право списать сразу, но мы так не поступаем, – говорит она. – Смотрим на сопутствующие заболевания, для которых ожирение – важный фактор риска. Если таковые имеются, вопрос решается не в пользу пациента. Ведь ожирение в первую очередь вызывает развитие диабета, гипертонии с последствиями в виде инсульта и инфаркта, что повышает вероятность внезапной смерти, в том числе на рабочем месте.

А если таких заболеваний ещё нет, мы составляем план диспансерного наблюдения, консультируем, лечим и всячески поощряем желание вести здоровый образ жизни». В действующую программу по оздоровлению в настоящее время вошли три машиниста локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский, чей ИМТ более допустимого, мы следим, чтобы они выполняли все требования программы.

Железнодорожник на грани списания – проблема не только для цеховых врачей и терапевтов, но и для кадровиков, которые после списания машиниста сталкиваются с проблемой его трудоустройства. «На предприятиях машинистам никто не говорит об угрозе списания и критической массе тела. Лишившиеся работы по этой причине люди приходят к нам. Как правило, уже в возрасте ( до пенсии 4–5 лет) и ничего, кроме как водить локомотивы, они не умеют. Эта проблема и поставила перед нами вопрос, что лучше – потеря работника или профилактика заболевания, которое приводит к столь серьёзным последствиям. Вот и родился проект по оздоровлению», – рассказывает начальник отдела нематериальной мотивации и социального развития службы управления персоналом ОЖД Елена Цыкунова.

Сейчас к программе подключили и женщин. Особое внимание маневрово-диспетчерской группе Дирекции управления движением. «Для нас очень важно вовлечь диспетчерский аппарат, который несёт колоссальные эмоциональные нагрузки. Ведь для женщин-диспетчеров стресс оборачивается язвой желудка, новообразованиями. Вовлечение сотрудниц в здоровый образ жизни во многом зависит от руководства. Например, руководство Дирекции по управлению движением обеспечило своих дам абонементами в физкультурно-оздоровительный центр. Дирекция выделила на занятия спортом для своих сотрудников 2,5 млн руб.», – подчёркивает Елена Цыкунова.

Изначально в программу набрали 50 человек. В первый месяц отсеялись те, кто нашёл массу причин ничего не менять в своей жизни. «Мы объясняли, что менять глобально ничего не нужно, а только слегка подкорректировать систему питания. Например, разнести во времени суток углеводы и белки. Углеводы не употреблять на ночь, перенести их на начало дня, а вечером белки и клетчатку, – терпеливо объясняет тренер физкультурно-оздоровительного комплекса Павел Ануфриев. – Нужно всего-то добавить нагрузку, ту же лишнюю остановку до работы пройти пешком, это уже будет стресс для организма, и он отреагирует. Но не все в это верят, потому что месяц-два нужно потерпеть, чтобы сформировалась устойчивая привычка».

Сейчас в программе осталось 34 человека. Из них 20 мужчин и 14 сотрудниц Дирекции управления движениям, занятых на стрессовых должностях, – поездные диспетчеры, дежурные по станции, операторы поста СТЦ.

В начале ноября участники программы пришли на контроль. «У меня индекс массы тела был 38, а стал 36. Вес был 118 кг, а стал 113. И талия вместо 117 см теперь 110. Да я вообще стройняшка», – радуется Андрей Курбатов.

Чтобы порадоваться, ему пришлось от многого отказаться. «Было трудно, и до сих пор трудно, особенно вечером не есть, – делится он. – Рекомендуют, чтобы перерыв в питании был не менее 12 часов. Я, конечно, не раз срывался. Но такого, чтобы ночью весь холодильник съесть, не было. Диетолог рекомендовала первое время не есть вообще мясо, кроме курицы. И опять же, почему в обед я не могу съесть пусть нежирный кусочек, но свининки? Реально удержаться никак, просто звереть начинаешь».

Впрочем, он тут же оговаривается, что уже спустя пару недель диеты и бассейна, почувствовал себя лучше: «Легче стало, потому что питаешься по-другому. С утра кашки поел, и отлично. Она же такая вкусная! Пять кило скинул за месяц. Мог бы и больше, но иногда лентяйничаю в спортзале».

А вот помощник машиниста Дмитрий Похоруков начинает свой день с сорокаминутного занятия йогой. Он начал это делать ещё полгода назад, недавно добавил спортзал и бассейн. «В начале проекта весил 95 кг, сейчас 93, в талии было 90 см, стало 85. Причём есть я больше стал: накануне после тренировки съел целую варёную курицу. Эффект за счёт тренировок. Пресс появился. Да и на работе устаю меньше», – говорит он.

Если машинисты посредством того же сарафанного радио более или менее знакомы с программой, то для женщин она стартовала впервые. Например, дежурная по станции Рудничное Анна Жукова рассказывает, как пытается бороться с лишним весом. У неё сейчас самый тяжёлый период, когда организму надо привыкать к другим порядкам. «Если честно, с питанием не очень получается. Стараюсь уменьшать порции. С утра не успеваю позавтракать. Правда, майонез заменила на сметану, кетчуп – на соевый соус. Отказалась от мучного. Но эффекта пока не чувствую», – говорит она.

Куда больше энтузиазма у оператора ГАЦ станции Шушары Галины Ткачук. Она исправно ходит на тренировки, а в перерыве на чай на работе вместо печенья и конфет ест пшеничные кубики. «Я сразу согласилась участвовать в программе. У меня есть лишних килограммов 10. Узнаю от тренеров много умного и полезного. Эффект есть, но не скажу, что намного похудела. Но по ощущениям мне стало лучше», – говорит она.

Итоги программы должны подвести в конце года. В ней действует принцип соревновательности. Победителей ждут путёвки в санаторий «Буран», который позиционируется как здравница по здоровому образу жизни.

Яна Позолотчикова,
соб. корр «Гудка»
Санкт-Петербург





Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30