03 августа 2020 20:33

“Алексей Леонов – это венец королёвской эпохи космонавтики”

В год 50-летия со дня выхода Алексея Леонова в открытый космос начались съёмки фильма о первом отряде космонавтов.  Режиссёр картины «Время первых» Юрий Быков рассказал о замысле фильма и об участии самого Алексея Архиповича в съёмочном процессе корреспонденту «Гудка. Пятница» Анне Булаевой.




– Название – «Время первых»? О чём фильм: об эпохе, о первых космонавтах или всё-таки об Алексее Леонове?
– О первых космонавтах. Фильм рассказывает о так называемом золотом периоде советской и, в принципе, космонавтики мировой – с 1960 по 1965 год, когда, собственно, и был собран первый отряд и когда, в 1965-м, произошло одно из последних свершений великого Сергея Павловича Королёва – выход Алексея Леонова в открытый космос.

– Вы выступаете не только как режиссёр, но и как один из авторов сценария. Насколько сценарий соответствует реальным историческим событиям?
– Конечно же, мы соблюдали основные события, главные хронологические точки этого периода, потому что мы снимаем историю о реальных людях. Но мы не имеет права преподнести это зрителю в сыром, документальном виде, как просто перечень событий, лиц и поступков, не связанных в единую мысль, единое высказывание.
Художественная правда не терпит никакой жёсткой хронологии, жесточайшей документальной достоверности, потому что она тем и отличается, что её задача – сказать главное. Существует фильм Храбровицкого «Укрощение огня», который начинается со слов: «Это не хроника и не протокол. Но подлинными являются чувства, мысли, поступки людей и события, которые принадлежат уже истории». Мы исходим из этого.

– Правильно ли я поняла, что главный герой картины – именно Алексей Леонов? Общались ли вы с ним, какое участие Алексей Архипович принимает в съёмках, как он относится к замыслу картины?
– Алексей Архипович является консультантом. В процессе подготовки сценария, подготовки съёмочного периода он вносит большую лепту, так же как и те техники, которые создавали этот проект, которые работали в ракетно-космической корпорации «Энергия» и на научно-производственном предприятии «Звезда» (предприятие, занимающееся изготовлением скафандров для наших космонавтов. – Ред.).
Мы снимаем картину в первую очередь о том, что Алексей Архипович Леонов и его поступок – это венец королёвской эпохи космонавтики. Чтобы этот венец произошёл, самоотверженно трудились тысячи людей. И в первую очередь мы рассказываем о том, что это поступок Леонова был бы невозможен без вклада всего народа. И в частности Сергея Королёва, который является идеологом космической науки в советской истории. Так что это общая работа, результатом которой является выход в космос Леонова.
Алексей Архипович говорит, что он помнит всех и каждого. И мы не забываем о его спутнике – Павле Беляеве, который является вторым после Леонова главным персонажем. Не забываем о тех учёных, которые создавали космонавтику, о космонавтах, которые всех вдохновляли, таких как Гагарин, Титов, Бондаренко. Выход в космос – это огромная совместная, коллективная работа, это показатель того, что, когда много талантливых людей сплачивается вокруг одного дела, происходит очень большой поступок. Это руководство к действию в наши дни, в наше не очень профессиональное, не очень принципиальное время.

– Почему на главную роль был выбран Евгений Миронов? При всех заслугах и талантах он значительно старше Леонова, когда тот отправился в космос? Как Алексей Архипович отнёсся к выбору актёра?
– Если вы посмотрите фотографии тех людей, которые совершали в то время полёты в космос, то увидите, что в возрасте 30 лет они выглядели значительно старше.
Потому что эпоха тогда была очень специфическая: люди только что прошли войну, люди недоедали, голодали, росли в очень тяжёлых условиях.
А что касается отношения Леонова к выбору актёра, то нужно сказать честно, что это сам Евгений Миронов приехал к Алексею Архиповичу и рассказал о том, что хотел бы его сыграть. Евгений Витальевич является и сопродюсером этой картины, и вдохновителем всего этого проекта.

– Кто ещё играет в картине, как проходил кастинг?
– Этого я сейчас сказать не могу. Но могу заверить, что там будет плеяда самых известных артистов.

– «Время первых» – это красивый, яркий фильм с дорогостоящими спецэффектами, чем-то похожий на «Гравитацию». Так ли это?
– Только тем, что заложено в «Гравитации», – человек, летающий в космосе. Если мы представим себе камеру, которая снимает это, вряд ли будет другой пейзаж. К сожалению, наша картина – заложник сравнения с «Гравитацией». Этот фильм является выдающимся произведением, описывающим космическое пространство. Но мы своей целью ставим всё-таки рассказать историю реально существующих людей. У нас значительная часть ленты посвящена событиям перед полётом. А «Гравитация» сосредоточена на космосе, на двух, скорее даже на одном человеке. И целью голливудской картины, с моей точки зрения, является рассказать о космосе, о его ярких, аттракционных цветах и красках. А наш основной аттракцион – это судьбы людей. Мы не ставим себе задачу превзойти «Гравитацию» или повторить ее. Мы снимаем, вероятно, о самом выдающемся периоде российской истории, и это гораздо важнее, чем спецэффекты.

– Как вы считаете, чем именно будет интересен этот фильм современному зрителю?
– Той аудитории, которой интересны только такие фильмы, как «Форсаж 7», где самое важное – проехаться на новом Porsche, будет не интересно.
Мы снимаем для зрителя, которому важно, что он – русский, для зрителя, у которого есть понятие Родины, понятия и понимания, что такое хорошо, плохо, что такое честь, совесть, достоинство.

– Вы сделали себе имя как постановщик остросоциальных драм, а это совершенно другая картина. С чем связано решение попробовать себя в историческом кино?
– А историческое кино не может быть остросоциальным? Я приглашён на эту картину, чтобы увеличить глубину истории, рассказать историю о людях, что я умею делать. Если бы создателей, продюсеров интересовала история чисто в аттракционном характере, наверное, был бы приглашён другой человек.
В данном случае мне кажется это корректно и правильно, потому что масштабы этих людей не позволяют играть с этими судьбами в «развлекаловку» со зрителями. Это очень серьёзная работа, связанная прежде всего с тем, что называется эпохой. Эти люди были способны жертвовать собой, умирать за то дело, в которое они верят, чего современный среднестатистический человек делать не умеет и не хочет. В чём его огромная беда и проблема.
Новое для меня – это масштаб работы. Мне всегда важен человек, глубина и масштаб его поступков, потому что музыка и спецэффекты – это всё приложится. А если нет в картине человеческого поступка, то, с моей точки зрения, следить не за чем. В этом фильме я постараюсь, как и в предыдущих, рассказать о людях, которые совершают судьбоносные поступки.



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30