09 июля 2020 16:53

Трансграничная посылка

Чтобы зарубежные интернет-ретейлеры попадали под российские нормы регулирования, они должны быть локализованы в нашей стране

Поправки в закон уравняют в правах отечественных и иностранных игроков рынка онлайн-торговли.
Объёмы электронной коммерции в России растут с каждым годом, и сейчас количество онлайн-заказов, сделанных нашими согражданами, приближается к 40 млн в год. Однако силы на виртуальном рынке распределены неравномерно. Иностранные компании, пользуясь нюансами законодательства, вытесняют отечественных конкурентов. При этом эксперты уверены, что в рамках трансграничной торговли права покупателя практически невозможно отстоять.
«Существует два сегмента интернет-торговли: внутренняя и трансграничная. В первом случае договор между покупателем и продавцом заключается внутри России, и у нас множество механизмов, чтобы защитить интересы потребителя», – говорит председатель Общественной организации по защите прав потребителей Олег Павлов.

Во втором случае, по его словам, тот объём гарантий и прав, который покупателю предоставляет иностранная торговая площадка, не обеспечен ни силой государственного принуждения, ни возможностью судебной защиты.
«То есть человек может только уповать на добросовестность продавца», – считает эксперт.

Изменения в законодательстве, которые сейчас прорабатывает Минюст, обяжут всех иностранных агрегаторов интернет-торговли открыть собственные представительства на территории России. Таким образом, у отечественных покупателей появится возможность предъявить свои претензии непосредственно продавцу. Кроме того, эксперты уверены, что необходимо заставить все зарубежные интернет-магазины сертифицировать продаваемые товары в соответствии с российскими техрегламентами.

По данным исследования, проведённого Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2012 году объём трансграничной торговли занимал пятую часть от общего оборота электронной коммерции в России. По итогам 2015 года этот порог достигнет 40%. При этом в других странах доля иностранных покупок составляет примерно 10% от общего объёма заказов и её развитие синхронизировано с темпами роста локального рынка.
«Разрушается система российской интернет-торговли, а ведь ответственность за качество товаров может нести только тот продавец, который имеет на территории страны своё представительство и склады. Трудно представить, что китайский магазин будет принимать жалобы, менять товар или возвращать деньги», – уверен член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Казаков.

Понимая все подводные камни и ненадёжность трансграничной торговли, люди всё равно предпочитают обращаться к услугам зарубежных (в основном китайских) продавцов.

Главный критерий выбора покупателей – низкая цена товара. Не обременённые ввозными пошлинами, долгими процедурами сертификации и налогами иностранные продавцы, базируясь за границей, предлагают покупателям товары по очень низкой цене. Российские онлайн-ретейлеры не могут похвастаться такой щедростью, иначе их бизнес будет нерентабельным.

Интернет-магазины теряют покупателей, а бюджет – деньги. У иностранных агрегаторов редко заказывают габаритные товары, например, бытовую технику.
«Средний чек почтовых отправлений из-за рубежа крайне мал. Оттуда заказывают дешёвые вещи в 5, 10, 20 евро», – уточняет руководитель «Яндекс. Маркет» Павел Алёшин.

Мелкие посылки проходят через таможню без досмотра, как частные почтовые коммуникации.
«Товары для личного пользования не облагаются ввозным НДС, с них не взимается ввозная пошлина, если сумма товара не превышает 1 тыс. евро. Да и положения закона о защите прав потребителей сложно распространить на компании, которые работают под другой юрисдикцией», – говорит исполнительный директор АКИТ Артём Соколов.

Между тем внутри посылки могут находиться два телефона, сумма которых превышает 2 тыс. евро, а значит, положенная пошлина не поступит в бюджет.
«Малые пакеты даже не имеют описи содержания, такую посылку лишь пропускают через фотоэлемент на таможне, но при этом невозможно понять, сколько реально стоит пересылаемый телефон. Поэтому нужно вносить изменения в порядок работы ФТС и «Почты России», – объясняет Алексей Казаков.

Председатель Российской ассоциации электронных коммуникаций Иван Кургузов уверен, что страну доставки товара следует считать местом заключения сделки, а значит, налоги должны платиться именно там. И крупные интернет-агрегаторы принимают это условие. Договориться с мелкими продавцами пока не получается.

Ограничиваться законодательными запретами нельзя, уверен член Штаба по защите бизнеса при правительстве Москвы Дмитрий Волков.
«В процессе самоочищения рынка большую роль играют отраслевые ассоциации и интернет-агрегаторы», – считает он.

О проблеме добросовестности продавцов говорят и сами интернет-ретейлеры.
«На рынке должна быть конкуренция продавцов, – говорит Артём Соколов. – Тогда каждому интернет-магазину нужно будет удерживать покупателя. Это игра в то, чей бренд покупатель полюбит.

И здесь роль саморегулирования очень высока».

При этом эксперты сходятся в одном: ограничивать трансграничную торговлю нельзя. Нужно создать равные условия для всех игроков рынка, которые будут гарантировать продавцам равный доступ к потребителю, а потребителю – защиту интересов и прав.

Александра Посыпкина




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30