02 июля 2020 11:12

Объёмные поиски

Привлечь дополнительные грузы помогут клиентоориентированность и чёткая организация перевозок

Этот год не ознаменовался переломом кризисной ситуации, что косвенно подтверждает и показатель погрузки на сети за январь – октябрь.
По данным РЖД, она уменьшилась на 1,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 1,72 млрд тонн. При этом снижение продемонстрировала половина из 14 основных номенклатур грузов. Вторая половина показала рост.

Наибольшие потери за десять месяцев у цемента (–11,3%), строительных грузов (–9,4%) и лома чёрных металлов (–7%). Плюсы в процентном выражении скромнее: цветная руда и серное сырьё, например, прибавили 5,2%, зерно и продукты перемола – 4,1%, химические и минеральные удобрения – 3,1%.


Уголь с плюсом

На первом месте по погрузке в абсолютном выражении каменный уголь – 263,5 млн тонн, что больше показателя 2014 года на 2,2%. На ряде дорог показатели более объёмны.

Так, на 18,4% выросла погрузка угля на Красноярской дороге. Как рассказали в Красноярском ТЦФТО, максимальный для дороги уровень погрузки твёрдого топлива начиная с 2009 года сложился в результате высокого спроса на бурые угли, наращивания объёмов добычи каменного угля крупными предприятиями Сибири, а также появления новых предприятий отрасли – они отгружают уголь, добываемый на Аршановском разрезе в Хакасии.

Погрузили больше и на Дальневосточной магистрали. Во-первых, здесь наращивает объёмы добычи Эльгинское угольное месторождение в Якутии, продукция которого идёт на экспорт. Например, во втором квартале на Эльге было добыто более 1 млн тонн угля – на 21% больше, чем в первом.

Второй причиной роста отправок стал низкий уровень воды в реках, из-за чего Зейская и Бурейская ГЭС снизили выработку электричества и местные объекты энергетики увеличили потребление продукции угольщиков Приморья. В первую очередь это Лучегорский топливно-энергетический комплекс (ЛуТЭК), который за девять месяцев увеличил выработку электроэнергии по сравнению с аналогичным периодом 2014 года более чем на треть. За январь – сентябрь филиал «ЛуТЭК» принял и выгрузил с Лучегорского и Павловского разрезов на 1,3 млн тонн больше, чем годом ранее. «Чтобы обеспечить ритмичное прохождение составов с углем в адрес энергетиков, своевременную поставку порожних вагонов, департамент топливоснабжения АО «Дальневосточная генерирующая компания» и филиал «ЛуТЭК» совместно с РЖД отработали схему закольцованных маршрутов сообщением Новошахтинск – Лучегорск», – сообщила официальный представитель филиала «ЛуТЭК» АО «ДГК» Вероника Белоусова.

Выгрузка угля растёт и на другом конце страны, за 10 месяцев в портах, обслуживаемых Октябрьской дорогой, она выросла на 3% к уровню прошлого года. В октябре эта тенденция сохранилась – прирост составил 4%. Увеличение наблюдается по большинству припортовых станций. В ноябре погода позволяет выгружать выше зимних перерабатывающих норм. Так, например, на терминале «Ростерминалуголь» (станция Лужская) при зимней норме выгрузки в 665 вагонов в сутки с начала ноября обрабатывают 747.


Наливают, но не везде

Второй по величине показатель объёма погрузки дают нефть и нефтепродукты – за десять месяцев их перевезено 208,1 млн тонн. В целом по сети погрузка этой номенклатуры снизилась на 1,7%. Значительно этот показатель упал на ВСЖД – нефть утекла в трубопровод «Восточная Сибирь – Тихий океан».

В то же время на ряде дорог отмечают заметное нефтяное прибавление. Большой плюс приходится на Приволжскую магистраль: 13 млн тонн (январь – сентябрь) против 11 млн годом ранее. «Прирост обеспечило ООО «ЛУКОЙЛ Волгоград-нефтепереработка», которое модернизировало производство», – пояснил начальник отдела планирования перевозок грузов Приволжского ТЦФТО Алексей Алексеенко.

На Октябрьской растёт погрузка и светлых, и тёмных нефтеналивных грузов в порт Высоцк. Рост показателей на Красноярской (10 млн тонн плюс 9,9%) обеспечил Ачинский НПЗ, который после техногенной аварии в июне прошлого года восстановился и поэтапно вышел на прежние объёмы работы. На Свердловской нефтепродуктов погрузили 36,7 млн тонн – на 14,9% больше, чем в 2014-м. Правда, в октябре темпы роста погрузки различных номенклатур здесь снизились из-за проведения плановых ремонтов на основных грузообразующих предприятиях.


Собираем урожай

В ряде регионов росла погрузка зерновых. Как рассказали в Северо-Кавказском ТЦФТО, за 10 месяцев погрузка данной номенклатуры составила 4,8 млн тонн (+9%). До конца года маркетологи ожидают погрузку с превышением прошлогодних показателей. В первую очередь рост связан с рекордным урожаем на Кубани, Дону и в Ставрополье, который был в последние два года.
«Впервые за всю историю Ростовской области был выращен и собран рекордный урожай ранних зерновых и зернобобовых культур – более 8,5 млн тонн, – сообщил заместитель губернатора Ростовской области Вячеслав Василенко. – Но это ещё не всё: впервые в истории мы два года подряд собираем рекордные урожаи ранних зерновых культур. В прошлом году мы собрали всего на 17 тыс. тонн меньше».

Кроме того, специалисты отметили рост погрузки в Краснодарском крае. Здесь на коротком плече до черноморских портов зерновики, как правило, пользовались услугами автотранспорта, однако сегодня часть их предпочла железнодорожную дорогу. В результате рост погрузки зерна за 10 месяцев составил 30 тыс. тонн. С хорошим урожаем 2014 года связан рост и на Забайкальской магистрали. А вот из-за неурожая зерновых в Алтайском крае – подвела погода – серьёзный рост отмечается в сегменте этих грузов у соседей – в регионах Красноярской дороги. Отправка зерна за 10 месяцев увеличена более чем в два раза.


Лес сохранил динамику

Всего с января по октябрь на железных дорогах погрузили 33 млн тонн (+2,1%) лесных грузов. В частности, рост на ЗабЖД связан с тенденцией спроса на лес в КНР и невысоким курсом рубля, рассказала заместитель начальника Забайкальского ТЦФТО, начальник отдела мониторинга и маркетинга рынка грузовых перевозок Ирина Орехова.

А на Красноярской магистрали, где лесных погрузили 2,8 млн тонн (+8,1%), это произошло преимущественно за счёт роста поставок сибирских пиломатериалов. Дополнительным стимулом для лесников стала реализация правительством Красноярского края целевой программы по развитию лесного комплекса на 2014–2016 годы.


Взять груз у клиента

Чёткая организация перевозок, клиентоориентированность играют немалую роль. Так, на Восточно-Сибирской магистрали стремятся найти дополнительные грузы за счёт привлечения новых клиентов. Как рассказал первый заместитель начальника Восточно-Сибирского ТЦФТО Павел Арсентьев, эта задача возложена, в частности, на открытый недавно Единый клиентский центр. За первый месяц работы его специалисты заключили 38 договоров, которые дополнительно привлекли на дорогу 269 тыс. тонн груза.

Интересный проект, в основу которого положен клиентоориентированный подход, реализует Западно-Сибирская дорога на станции Асино. Здесь ведётся капитальный ремонт погрузочной площадки с расширением и адаптацией её под контейнерную погрузку, которая ранее здесь не проводилась. Как рассказал и.о. начальника Западно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом Николай Школдин, неподалёку от станции недавно был построен крупный комбинат по производству фанерного шпона. Чтобы столь серьёзного грузоотправителя не перехватили автоперевозчики и частные терминалы, железнодорожники решили работать с опережением.
«Капремонт погрузочной площадки Асино мы начали в прошлом году, когда комбинат ещё не был запущен, – говорит Николай Школдин. – В эти работы уже вложено порядка 30 млн руб., на следующий год запланировано инвестирование ещё 8,5 млн. Помимо реконструкции для площадки по инвестпрограмме был закуплен новый перегружатель для крупнотоннажных контейнеров стоимостью ещё около 30 млн руб.».

Благодаря этому дорога уже сегодня грузит по Асино около 100 контейнеров в месяц. А в перспективе, когда комбинат выйдет на полную мощность, – 900 контейнеров ежемесячно. Железнодорожники смогут вывезти весь этот объём, ведь развитие погрузочной площадки идёт параллельно с развитием комбината. Главным конкурентным преимуществом железнодорожного транспорта перед автомобильным станет то, что площадка по отгрузке выстроена непосредственно рядом с производством. Расчётный срок окупаемости проекта – четыре года.

За счёт расширения производства крупнейшего в стране предприятия ООО «ХайдельбергЦемент Рус» в Стерлитамаке на 50 тыс. тонн выросла погрузка цемента в Башкирском регионе Куйбышевской дороги. За 10 месяцев отгружено 253 тыс. тонн.

Для владельца груза было организовано графиковое движение маршрутных поездов на производственно-договорной основе. Основные потребители цемента – предприятия Башкирии и Татарии. Для них организовали маршрутные поезда весом по 4 тыс. тонн. Поезда отправляются со станции Косяковка (Башкирия) на станцию Соболеково (Татария). Обратно к месту погрузки возвращаются порожние вагоны также в составе маршрутов.

Кроме того, по словам первого заместителя начальника Куйбышевского ТЦФТО Андрея Зимихина, на увеличение объёмов погрузки сработали меры по ужесточению весового контроля на автодорогах. Так, например, в Башкирии действуют стационарные посты и передвижные пункты весового контроля. Поэтому грузоотправители переключили часть грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт.

На Свердловской магистрали положительные результаты даёт работа по улучшению технологий перевозочного процесса, в том числе по организации движения грузовых поездов по согласованному расписанию. Так, в сентябре освоено новое направление контейнерных поездов в сообщении Шувакиш – Новороссийск (два маршрута в месяц для ООО «Модуль»).

С 13 маршрутов в августе до 33 в сентябре увеличены отправки по расписанию поездов с минеральными удобрениями для ООО «Уралхим-Транс» со станций Осенцы и Заячья Горка на Ригу-Краста и Вентспилс.

Заключён договор с ОАО «Сухоложскцемент» на перевозку гипсового камня и порожних вагонов по расписанию на участке Ергач – Кунара, и в октябре уже начались перевозки: по пять гружёных и пять порожних маршрутов в месяц.

В рамках эксперимента по пропуску грузового поезда повышенного веса в сентябре со станции Тобольск отправлен маршрутный поезд с бензином ЗАО «Сибур-Транс» весом 9 тыс. тонн в направлении порта Лужская.

Игнат Вьюгин




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30