09 июля 2020 13:21

Антиснежный шар

Для предупреждения схода лавин применяют проверенные временем и новые методики

Новые методы борьбы с лавинами без взрывных работ разработали на Красноярской магистрали. Так, впервые будет широко применена собственная методика – имитация козырька для инициирования спуска снежных масс.
По словам начальника противолавинной станции Красноярской дороги Максима Куркина, этот метод подсказала сама природа.
«Как известно, обрушение снежных козырьков, которые образуются на горных склонах во время обильных снегопадов, может спровоцировать сход лавин. Мы имитируем это природное явление с помощью наполненного снегом шара, который на канате запускается в зону зарождения лавины, – пояснил Максим Куркин. – Выброс снега даёт мощную нагрузку на снежный пласт и вызывает сход лавины. Преимущества методики мелкопорционного спуска снежных масс в том, что она не требует остановки движения поездов, так как полностью исключает выход снега на путь».

Ещё одна разработка специалистов противолавинной станции уже внедрена в рамках проекта «Бережливое производство». В этом случае массы снега обрушивают с помощью стального троса, которым срезают снежный покров с горного склона. Годовой экономический эффект от внедрения новых технологий борьбы с лавинами ожидается в размере порядка 400 тыс. руб.

Комплекс противолавинных мероприятий на КрЖД содержит и проверенные временем меры. К примеру, как рассказали в Чульжанской дистанции пути Красноярской дистанции инфраструктуры, для предотвращения самопроизвольного выхода снега на пути на 197-м км участка Балыксу – Бискамжа, а также на 120–122-м км участка Теба – Лужба были вырыты лавиноулавливающие траншеи. Завершаются работы по расширению снегоулавливающей траншеи на 142-м км перегона Лужба – Чарыш – в самом лавиноопасном месте на магистрали. Высота снежного покрова на горных склонах может достигать здесь 3,5 м.

Отметим, что соседство с суровыми скальными отрогами Кузнецкого Алатау изначально учитывалось при строительстве однопутного перегона полвека назад: для надёжной защиты поездов от снежных лавин была возведена галерея. Однако спустя десятилетия здесь был проложен второй путь. Как дополнительная мера безопасности в прошлом году на участке устроили лавиноулавливающую траншею глубиной более 10 м и ёмкостью около 25 тыс. куб. м. Сегодня с помощью гидромолота и другой спецтехники её углубляют в скалу ещё на 10 м.

Кроме того, для эффективной борьбы с лавинами специалисты противолавинной станции Красноярской магистрали будут применять собственные разработки, позволяющие осуществлять принудительный спуск снежных масс.

Елена Пасечник,
соб. корр. «Гудка»
Красноярск


Справка «Гудка»
На Красноярской магистрали 26 лавиноопасных участков, 25 из них расположены в Кузнецком Алатау и Восточном Саяне, на южном ходу дороги Междуреченск – Тайшет. Для предотвращения схода лавин здесь установлены противолавинные заграждения и кольктафели. С 2012 года на дороге работает противолавинная станция, специалисты которой осуществляют комплекс мер, направленных на защиту от лавинной угрозы.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30