09 июля 2020 17:17

Ненаучная фантастика Подмосковной

На этой чудесной станции ежедневно встречаются на равных прошлое и будущее

Участковой станции первого класса Подмосковной рижского хода МЖД присвоено звание «Предприятие эффективных технологий и эстетики». Корреспондент «МоЖ» здесь не редкий гость и не раз рассказывала читателям о жизни предприятия – и будничной, и праздничной. И вот теперь вновь хороший повод встретиться с теми, кто строил, реконструировал, сохранил и бережёт её, но всё это время оставался в тени. Ну и, как обычно, насладиться атмосферой и подумать… о высоком.
Это звание, мне кажется, идеально подходит для Подмосковной, как будто специально для неё придумано. Под «эффективными», по сути, подразумеваются высокие технологии. В обыденном понимании «высокое» – то, что существует, но как бы оторвано от земли. В железнодорожном – «эффективные технологии» – это уже следующая ступень, когда «высокое» опускается на землю и работает.

«Гнездящиеся» в здешнем депо «Сапсаны», оправдывая своё название, тоже буквально летают по магистрали. А рядом с ними – тот, кто в принципе дал жизнь этому виду транспорта, его прадед – трудяга и боец паровоз, который приходит к нам и, принося с собой ауру истории, не даёт заржаветь памяти, ценностям, традициям. Его «быстрокрылые правнуки» – гордость нашего «железнодорожного флота» – понесут этот «багаж» сквозь годы. Ко всему этому официально-механическому добавилось высокое, но уже душевное, человеческое. А ещё красивое и гармоничное – «эстетика». И всё это сложилось здесь, на территории Подмосковной.

Я входила на предприятие, которое уже неоднократно видела – и фасады зданий с иголочки, и великолепный газон, и чуть ли не стерильную чистоту – и, хотя не переставала наслаждаться эстетикой, покоем и порядком этого места, не ждала увидеть ничего нового. Ну разве что свои любимые паровозики, покрашенные в какой-нибудь неожиданный оригинальный цвет типа фиолетового. И даже немного беспокоилась: что расскажу читателю о том, о чём уже не раз писала.

И вдруг увидела на путях… да-да паровозы, но не брутальные с блестящими свежевыкрашенными боками и генеральской звездой. А старенькие, поржавевшие, словно только что прибывшие из прошлого и ожидающие возвращения к жизни. Уставшие от долгого трудового, боевого и временного пути, они мирно спали, выполнив свою высокую и почётную миссию. Мимо них, гордо, залихватски присвистывая, пробегали уже отреставрированные действующие их собратья.

Я поймала себя на мысли, что своим обликом и содержанием пространство станции Подмосковная, где древняя архитектура соседствует с современной, а расположенное здесь же паровозное депо – со скоростным, чем-то напоминает мне фантастическую картинку. Какой-то смутной ассоциацией – что-то хорошо знакомое. Словно эпизод из какого-то давно уже известного кино… Какого? Ну, конечно же, из любимого миллионами фильма «Назад в будущее!». Один из героев которого – паровоз Sierra №3 1891 года выпуска, почти такой же, как «подмосковные». Описывающий альтернативные реальности американского городка и проживающих там людей сюжет этого фильма, по большому счёту, слепок жизни со всеми присущими человеку чувствами и страстями. Где побеждают в конце концов дружба, преданность, порядочность, честность, любовь…

Насколько же гениальна и почти фантастична была эта идея – свести вместе три железнодорожных времени на одной колее в Подмосковной! Специалисты инфраструктуры – путейцы, эсцебисты, строители под руководством начальника станции Юрия Доланова и его заместителя Станислава Азимова – сделали эту фантастику реальностью. На Юрии Анатольевиче и Станиславе Альбертовиче была организация всего процесса строительства и реконструкции, они дневали и ночевали здесь, не упуская из виду ни одной мелочи и детали.

Начальник станции, он, можно сказать, начальник времени. Потому что одно дело построить красивые декорации, подретушировать фасады зданий к приезду начальства (в России это всегда умели). И совсем другое – сделать всё настоящим и живым, воспроизвести единство времени и места, как в хорошей драматургии. Сделать так, чтобы Подмосковная стала не восковым музеем, а реальной жизнью, маленьким древним городом и современной участковой железнодорожной станцией одновременно. С действующими службами – Московской дирекцией скоростного сообщения, паровозным депо, восстановительным поездом, участком Московской дирекции тепловодоснабжения, Московской механизированной дистанцией погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций. Производством, на котором работают люди.

Выпускник МИИТа, Юрий Доланов прошёл хорошую вузовскую и профессиональную школу на станции Бескудниково, все ступени становления железнодорожника – от дежурного до заместителя начальника. Вырос в опытного руководителя. И вот уже 12 лет трудится на Подмосковной. (При том, что в этой должности специалисты меняются порой чуть ли не каждые два-три года). Кроме чисто профессиональных качеств, Юрий Анатольевич обладает редким умением органично сочетать в своей работе память и традиции прошлого, реализм настоящего и прогрессивность будущего. А здесь это важно, как нигде. Он, например, получил в наследство от своего предшественника четыре книги почёта с фотографиями и трудовыми достижениями передовиков 1970–1988 годов. И до сих пор хранит их на видном месте и показывает гостям.

Может, отчасти поэтому они сработались с его заместителем. Для Станислава Азимова наследие отцов и дедов – движенцев – тоже не пустой звук. И железная дорога для него не только главная артерия страны и финансовая стабильность. «Чем-то меня манит магистраль, романтикой что ли», – признаётся Станислав Альбертович. Да и фамилия у него в прямом смысле слова фантастическая. Был когда-то в жанре научной фантастики писатель Айзек Азимов, который «напутешествовался» во времени, как никто другой, написал около 500 книг. И уж, конечно, создатели «Назад в будущее!» прочитали не одно его произведение.

В общем, вся эта цепочка ассоциаций закончилась для меня «железной дорожной логикой». Три недели назад всё читающее, смотрящее кино и путешествующее на поездах человечество отметило важную дату – конечную точку путешествий во времени, куда фантазия создателей фильма «Назад в будущее!» забросила «чудака-изобретателя» дока Брауна и его юного друга Марти Макфлая. (Фильм вышел на экраны в 1985 году, а одно из путешествий они совершили в наш 2015 год, прибыв сюда 21 октября). Можно сказать, киношное «будущее» выполнило свою историческую миссию и осталось в прошлом.

Но… только не для Подмосковной. Здесь «будущее» было и наверняка будет – каждый раз, когда с протяжным узнаваемым гудком из уютных клубов белого дыма, словно не замечая очередного своего «скоростного правнука», будет отправляться «назад в будущее» эта замечательная «нестареющая древность».

Светлана Новаковская



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30