07 июля 2020 15:01

Станция – гостья из будущего

На Лужском узле даже локомотивы работают без машинистов

Завершается второй этап строительства Усть-Лужского железнодорожного узла. До конца года на станции Лужская-cортировочная в работу будут запущены инновационная сортировочная горка и 16 путей подгорочного парка.
Говоря о станции Лужская, эпитет «инновационная» можно ставить практически к каждой используемой там технологии. Само строительство этого огромного сортировочного комплекса сегодня большое событие. Уже лет двадцать в стране не создавались сортировочные станции, а такого масштаба железнодорожных строек можно насчитать единицы. Впечатляют уже сами размеры станции: от входной горловины до выходной 22 км!

На этой территории обрабатываются составы, везущие грузы в Усть-Лугу и к другим портам южного берега Финского залива. Некогда станция состояла всего из пяти путей, а сегодня насчитывает четыре парка, каждый из которых является отдельной внеклассной станцией. Но и это ещё не предел, Лужская продолжает активно строиться.
– В 2016–2017 годах завершится строительство Лужской-Генеральной и Лужской-Восточной, – рассказывает начальник станции Лужская Валерий Баккал. – Тогда длина нашей станции достигнет 29 км. А развёрнутая протяжённость приёмоотправочных путей будет практически приближаться к развёрнутой длине путей всей Калининградской железной дороги. В этом году на сортировочной уже введены в эксплуатацию 16 путей подгорочного парка, и в ближайшее время ещё 16 будут запущены. Всего же их запланировано 44.

Уже сегодня на Лужской выгружается около 3 тыс. вагонов ежесуточно. Рекорд был установлен в декабре прошлого года – 3506 вагонов за сутки. Это 2,5 вагона в минуту. С такой интенсивностью не работает ни одна станция в нашей стране. Когда же строительство будет полностью завершено, перерабатывающая способность узла вырастет до 5 тыс. вагонов.


Локомотив тронется – машинист останется

Картинку, как огромный, тяжёлый поезд набирает скорость, а в кабине ведущего состав локомотива нет машиниста, можно увидеть только в щекочущем нервы кино. Но в скором будущем такое можно будет наблюдать каждый день на станции Лужская вживую. И здесь не придётся волноваться – безлюдные технологии призваны как раз максимально обезопасить рабочий процесс.

С начала ноября система автоуправления локомотивом введена на Лужской-сортировочной в опытную эксплуатацию. Со стороны всё выглядит пока не так зрелищно – машинист в кабине есть. Однако его задача теперь лишь наблюдать за работой автоматики и в случае чего взять инициативу в свои руки. Пока таких ситуаций не возникало. Если так будет и дальше, то к концу года система может быть принята в штатную работу. Правда, для этого пока есть одно препятствие. Существующая нормативная база не готова к такому прогрессу – правилами не предусмотрено отсутствие машиниста в кабине локомотива при движении.
– В постоянной коммерческой эксплуатации нам никто не разрешит работать в таком режиме, – говорит главный инженер станции Лужская Виктор Иванов. – Нужно вносить поправки в Правила технической эксплуатации. Этим сейчас занимаются в ОАО «РЖД» и Минтрансе России. Все понимают, что это необходимо – мы живём уже в новом времени и техника развивается.

На станции надеются, что к концу опытного периода эксплуатации новые правила уже вступят в силу, тогда работу по новой технологии не придётся прерывать.


Опасные грузы спустят с горки

Жемчужиной Лужского узла по праву называют автоматизированную сортировочную горку. Она оборудована системой MSR-32, которая производит автоматизированный роспуск вагонов. Компьютерный мозг способен взять на себя управление почти всеми процессами горочной работы – управлением стрелками, замедлителями, осаживателями. Единственный процесс, в котором не обойтись без человека, – это непосредственная отцепка вагонов.

Кроме того, схема путевого развития подгорочного парка обеспечивает возможность параллельного роспуска сразу двух составов.
– На обычной горке должно работать три человека, – рассказывает дежурный по горке станции Лужская Александр Руненко. – Здесь справляется один человек. На себя всё берёт автоматика, но в экстренных случаях человек может перевести систему в ручное управление.

Автоматизированная горка способна также работать без участия людей с опасными грузами (это тоже требует поправок в нормативную документацию). Сегодня вагоны со взрывоопасными и ядовитыми веществами нельзя распускать с горки, так как важно контролировать скорость их движения и силу удара при сцеплении вагонов. Технология на Лужской позволяет это делать, потому что способна сама контролировать движение вагонов. На горбу горки и за тормозными позициями установлены датчики контроля скорости и весомеры. Их показания система обрабатывает постоянно и реагирует мгновенно. Если вагон нужно замедлить, тут же включатся тормоза. Тормозных позиций три – горочная, пучковая и парковая. Так что разогнаться вагону не дадут ни на каком этапе. При этом специально для работы с грузами 2-го класса опасности один из путей оснащён системой точечных замедлителей. Они дополняют парковую тормозную позицию: обеспечивают соударение вагонов без резких толчков и на заданной скорости – 1,5 км/ч. А для того чтобы исключить образование «окон» между вагонами, пути оснащены подтягивателями – специальными тележками, которые довезут отцепы к составу. Инновационное оборудование позволит упростить на Лужской и ещё одну задачу. Речь о закреплении состава. Тяжёлых «башмаков» здесь уже не встретить – на путях установлены закрепляющие устройства ASIB. Они полностью заменяют работу человека и позволяют вовсе исключить из штатного расписания станции должность регулировщика скорости движения вагонов.


Человек и техника

Станция Лужская задумывалась как предприятие так называемых безлюдных технологий. Автоматике доверили выполнение большей части задач, а роль человека здесь в большей степени управленческая. По словам начальника станции Валерия Баккала, это не значит, что здесь сможет работать каждый. Всем сотрудникам приходится проходить серьёзную практику, прежде чем начать трудиться самостоятельно. Это и понятно – такой техники нет нигде на сети дорог.

Здесь внедрены как зарубежные, так и отечественные разработки. Система MSR-32 для сортировочной горки разработана немецкой компанией Simens AG. Систему автоведения локомотива МАЛС создали в ОАО «НИИАС». В этом же институте разработали технологию работы информационно-управляющего логистического центра Усть-Лужского железнодорожного узла. Она включает в себя и межведомственную систему информационного взаимодействия с портами, морскими перевозчиками, грузовладельцами и экспедиторами грузов. Эта система позволит станции отказаться от бумажного документооборота.

Станция Лужская уже сегодня стала самой современной сортировочной системой на всей сети железных дорог России. Она будет развиваться и расти. Но главное – она стала пионером внедрения новейших технологий и её опыт важен для всей сети.

Наталья Цыплева
Москва – Лужская – Москва




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30