09 июля 2020 14:32

Главная рокада обновляется

Целью комплексной реконструкции Большого кольца МЖД является существенное увеличение пропускной способности Московской магистрали

На Московской магистрали успешно реализуется проект комплексной реконструкции Большого кольца (БМО). На 60-километровом участке Наугольная – Дмитров (Яхрома), соединяющем ярославское и савёловское направления МЖД, уже введены в эксплуатацию четыре новые станции и уложено 17 км второго главного пути.
Форсированная реконструкция БМО ведётся третий год в связи со строительством пассажирской линии на Малом кольце МЖД и переключением транзитных грузопотоков на Большое кольцо.
– Станции Наугольная, Жёлтиково, Костино и Иванцево уже сданы в эксплуатацию, подключены к системе микропроцессорной централизации (МПЦ), – рассказывает Сергей Любимов, начальник проекта от подрядчика, компании «Трансюжстрой». – После того как Федеральное агентство железнодорожного транспорта приняло объекты и подтвердило, что все объёмы, предусмотренные проектом и заявленные в сметах, выполнены, станции переданы на баланс ОАО «РЖД».

Вместе с Сергеем Викторовичем мы проехали вдоль реконструируемой магистрали, побывали на всех станциях, перегонах и даже в вагончиках, где живут транспортные строители. Посмотреть есть на что. От старой «чугунки», проложенной ударными темпами по болотистой и холмистой местности между Загорском и Дмитровом в годы Великой Отечественной, осталась только земля. На ней теперь всё новое – начиная от фундаментальной основы и заканчивая верхним строением пути и усиленной контактной сетью. Рельсы уложены по самой современной технологии: с вырезкой грунта, полной его заменой, укладкой геотекстиля и щебня на новые ординаты. Сам щебень такого качества, что хоть каждый камень заворачивай в шёлк и помещай в минералогическую коллекцию. Сварной шов на сверкающей поверхности рельса даже не ищи: бесстыковой путь обеспечит комфортное скольжение любому поезду, хоть пассажирскому, хоть грузовому тяжёловесному. Все стрелочные переводы проекта СП-848 на бетоне. Оснащены электрообогревом: это более эффективная и бережливая технология, чем пневмообдувка, при которой в сильную метель и под мокрым снегом путейцам без лопаты не обойтись.

Каждая из четырёх новеньких станций теперь на загляденье: длина от светофора до светофора два км, ёмкость от четырёх до 12 путей условной вместимостью от 71 до 120 вагонов – так, чтобы без маневровых проблем принимать и отправлять поезда любых веса и составности. Вместо старой обветшавшей электроцентрализации – новый пост МПЦ, управление движением с которого легко освоит даже студент МИИТа.
– Эта аппаратура страхует от ошибки, – рассказывает дежурный по станции Наугольная Анна Матвеева. – Если что-то вдруг сделаешь не так, подаёт звуковой сигнал, загорается индикация, а «умная» МПЦ сама подсказывает верное решение.

С коллегой согласна дежурный по станции Костино Людмила Гонтовая. В её ведении четыре пути вместимостью 100 вагонов каждый. Пост уютный, как коттедж.

На всех станциях установлены модули МПЦ, оборудованные системами пожаротушения с инертным газом и видеонаблюдением. Рядом автономный блок дизель-электростанции, гарантирующий работу станции и перегона даже в условиях внезапного отключения энергоснабжения. В форс-мажорных обстоятельствах дизель-генератор включается автоматически.
– Начинка всюду электронная, по последнему слову мировых технологий, – показывая мне объекты изнутри, говорит восхищённый вверенным ему хозяйством электромеханик Рижско-Савёловской дистанции СЦБ Владимир Коноплёв.
– Первый и второй главные пути оснащены усиленной контактной сетью с полностью новыми опорами. Это позволит пропускать по БМО грузовые поезда весом до 10 тыс. т, – объясняет заместитель директора группы управления проектов компании «Трансюжстрой» Алексей Егоров. Его тут называют «мозгом» преобразований.

Платформы длиной 260 м рассчитаны на 12-вагонный электропоезд, с перспективой активизации пригородного движения по БМО. Многих удивляет, почему при столь капитальной модернизации новые платформы сооружены низкими? «Это сделано неспроста, по настоянию силовых ведомств, – разъяснил по моему дополнительному запросу компетентный источник, – с тем, чтобы в чрезвычайных обстоятельствах через БМО мог пройти транзитом негабаритный груз, изделия особого назначения». Памятуя о колоссальной роли кольцевой дороги в годы Великой Отечественной, когда из восточных регионов СССР по ней перебрасывались на запад техника и вооружения, весь план реконструкции исходил из возрастающей стратегической функции Большого кольца – как ключевой железнодорожной магистрали, обеспечивающей рокадное сообщение вокруг Москвы.

Много времени ушло у строителей на спрямление пути БМО. Изначально дорога, строившаяся очень быстро, а потому огибавшая глубокие выемки, болота, овраги, холмы, получилась очень извилистой, с массой кривых малого радиуса. В годы войны это было даже на руку машинистам: «вилюшки» и причудливый рельеф Клинско-Дмитровской гряды помогали эшелону скрыться от фашистских бомбардировщиков, снижали риск прямого попадания. Теперь ради длинносоставного движения с регламентными скоростями магистраль выпрямили, сократив её протяжённость в общей сложности на три км. В работах по укладке пути и переключению применялись технологии военных строителей, как вспоминает начальник проекта, ветеран Железнодорожных войск Сергей Любимов. Из-за контактной сети кран путеукладчика, рассчитанный на штатную грузоподъёмность в 18 т, не всюду мог работать в полную силу, а потому приходилось привлекать экскаваторы, промышленные трактора, идти на другие инженерные хитрости, освоенные полковником запаса Любимовым за 30 лет службы при восстановительных работах на БАМе, Урале, в Чечне.

Реализация данного проекта, как сказал начальник МЖД Владимир Молдавер, значима для полигона, поскольку целью здесь является увеличение пропускной способности инфраструктуры северной части БМО. Теперь очень важно и для дороги, и для сети в целом, не снижая темпов реконструкции, довести её до логического завершения, построить два новых главных пути на всём участке от Наугольной до Поварово.

Игорь Ленский
Фото автора




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30