04 июля 2020 21:51

Уроки машиниста Колосунина

Авторитетный локомотивщик уверен, что молодым нужно больше доверять

У каждого человека бывает такая ситуация, когда есть возможность проявить себя. Есть такой человек и в Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава. Машинист Владимир Колосунин минувшим летом предотвратил сход электрички.
День был очень жаркий. Электропоезд, отправившийся в Нижний Новгород со станции Серёжа во второй половине дня, перед станцией Шониха шёл с учётом предупреждения: скорость – не больше 40 км/ч. Ограничение было не напрасным: выходя из кривой, Владимир Колосунин и его помощник Сергей Сатаев увидели, что рельсы искривлены, словно гигантская изогнутая змея. Выброс пути. Такое случается, когда дневная температура отличается от ночной на пару десятков градусов.

Реакция локомотивщиков была моментальной. В результате экстренного торможения первая колёсная пара поезда остановилась всего в нескольких сантиметрах от опасного места. Потом стало ясно: опыт подсказал машинисту единственное правильное решение – тормозить.

А опыт у Колосунина немалый. В депо Горький-Московский Владимир Борисович пришёл 31 год назад, но и до того его жизнь была связана с железной дорогой. Рос будущий машинист на железнодорожной окраине Горького – в посёлке Сортировочном. Все разговоры были о железной дороге. Дядя Иван, почётный железнодорожник, водил грузовые поезда, иной раз брал с собой племянника, объяснял, как управляют электровозом. Водил поезда и двоюродный брат Александр. Ещё двое кузенов тоже связали жизнь с депо – занимались обслуживанием электровозов.

Но путь в профессию оказался непростым. В далёком 1984 году, когда молодой Владимир осваивал азы в моторвагонном депо, его первый наставник Николай Ермаков хвалил ученика редко. Зато учил как следует: ты, мол, не наездник, а будущий машинист, всё надо делать правильно и по уму.
– А какой был экономный – слов нет. Ни одной лишней позиции или непродуманного торможения! К такому стилю ведения электропоезда приучил и меня, – вспоминает Владимир Колосунин, сам уже почётный работник ГЖД и обладатель награды за миллион километров безаварийного пробега.

Сегодня самого Колосунина считают своим учителем десятки машинистов и помощников. Причём не только в родном депо: многие водят скоростные поезда между Нижним Новгородом и Москвой.
– Владимир Колосунин – хороший педагог и психолог. К его мнению всегда прислушиваемся внимательно, особенно когда встаёт вопрос о наказании молодого машиниста или помощника, – рассказывает заместитель начальника моторвагонного депо Горький-Московский по кадрам Сергей Кисляков.

Когда обсуждаются такие вопросы, Колосунин часто встаёт на защиту молодёжи. Он уверен: нередко достаточно просто поговорить с работником, и он не повторит ошибку, изменит своё отношение к работе.

Впрочем, был случай, когда Владимир Борисович сам с позором выгнал одного из помощников.
– Он был бездельник, да ещё хвалился этим, – объясняет он. – Таким железнодорожник быть не может: возить в кабине балласт не нужно, да и опасно.

А ещё, по его мнению, плох тот помощник, который не стремится стать машинистом. Для этого его надо не только учить, но и доверять, в том числе и управление поездом под строгим присмотром наставника, как это делали машинисты старшего поколения. Разумеется, при соблюдении условий, обеспечивающих полную безопасность: только в светлое время суток при соответствующем путевом профиле с минимумом, а лучше полным отсутствием на участке запретительных мер. И ещё: сам машинист должен быть опытен.
– Нужно, чтобы работа помощника не сводилась к дублированию машиниста и открытию-закрытию дверей, тогда у него не возникнет чувство бесперспективности, – делится мыслями Владимир Колосунин.

Кстати, его бывший помощник Сергей Сатаев сегодня сам водит поезда.

И сам опытный машинист продолжает осваивать новую технику, приходящую в депо. С позапрошлого года управляет поездами ЭД9Э, которые, как небо и земля, отличаются от старых рижских. Но скоро пенсия. И, может быть, это заставляет часто задумываться о связи поколений машинистов. Колосунин старается подавать пример молодым локомотивщикам. Непримирим, если заметит, что кто-то балуется в пути гаджетами. А вот к внедряемому аудио- и видеоконтролю в кабине относится неоднозначно:
– Может, это и нужно, особенно если бригада молодая. Но мне, человеку старшего поколения, под таким надзором работается как-то неловко.
– Такие машинисты, как Владимир Колосунин, – золотой фонд нашей дороги, – говорит первый заместитель начальника Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава Дмитрий Гладков. – Тем, как он ведёт поезд, любуешься.

Николай Морохин
Леонид Акопов
Нижний Новгород
Фото автора




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30