09 июля 2020 14:54

Рациональное зерно

Экономический эффект от деятельности изобретателей растёт

В ОАО «РЖД» постоянно вовлекают сотрудников в техническое творчество. Проводят школы передового опыта по организации изобретательской и рационализаторской деятельности, креативных сотрудников мотивируют к развитию и повышению квалификации.
«Дело это важное, – говорит начальник Управления по вопросам интеллектуальной собственности ОАО «РЖД» Олег Добрынин. – Это способствует созданию в филиалах и структурных подразделениях компании творческой атмосферы. Поэтому важна пропаганда технического творчества, мотивирование их на создание, использование и тиражирование результатов интеллектуальной деятельности».

Разъяснительная работа ведётся не только на школах передового опыта. «В депо на технических занятиях рассказываем о поправках и изменениях в положении о рационализаторской деятельности, изучаем опыт соседних дорог», – рассказывает ведущий инженер Приволжской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Александр Гайдамакин. По словам главного инженера эксплуатационного вагонного депо Курган Дениса Щербакова, рационализаторство – спонтанно, его трудно планировать. «Хотя мы и ставим планку и год от года поднимаем её чуть выше и выполняем, – говорит он. – Из-под палки никого не заставляем рождать идеи, хотя задачу и обозначаем. Предложение может возникнуть при осмотре вагона, при эксплуатации оборудования».
«Продвижением идей в массы у нас занимается центр научно-технической информации. Там издаются брошюры и есть сайт, на котором размещены все рацпредложения не только дороги, но и сети. Мы же разрабатываем тематический план на основе анализа работы и возникших проблемных вопросов каждой дирекции», – рассказывает ведущий инженер службы технической политики Юго-Восточной дороги Раиса Ждамирова. Если у работника есть идея, он может быть уверен, что её обязательно рассмотрят.

Для вовлечения сотрудников в рационализаторскую деятельность на Забайкальской дороге, помимо традиционных мероприятий, проводят целевые видеоконференции со структурными подразделениями региональных дирекций и служб. По словам начальника службы технической политики ЗабЖД Дмитрия Кожина, результаты есть: число рацпредложений к уровню прошлого года возросло в 2,4 раза. «В августе провели отчётную видеоконференцию по итогам полугодия, пригласили авторов идей, вручили лучшим призы и подарки, – отмечает он. – Это мотивация и вовлечение через личный пример».

Показатели рационализаторской деятельности на Свердловской дороге в нынешнем году тоже выше прошлогодних. Было 1667 авторов, стало – 1754. Экономический эффект в прошлом году за шесть месяцев чуть превысил 5 млн руб. За тот же период нынешнего года приблизился к 8 млн руб. По данным службы технической политики Приволжской дороги, в основном курирующей рационализаторскую активность РЦКУ, проблем с оттоком участников не возникает. Количество авторов в этом году увеличилось на 2%, а рацпредложений – на 3%. «Авторские вознаграждения выплачиваем без задержек», – говорит ведущий технолог отдела перспективного развития и новой техники службы Нина Кириллова.

Дмитрий Кожин рассказывает, что согласно распоряжению компании вознаграждение получают автор идеи и человек, который оказывал ему содействие. «Когда видим, что в том или ином подразделении растёт эффективность рационализаторской деятельности, мотивируем через фонд начальника дороги главного инженера или руководителя цеха, который создает возможности и активно помогает реализовать идеи», – поясняет он. Выплаты по рационализаторской деятельности на год планируются от достигнутого уровня. «К примеру, если на предприятии по итогам работы за год на выплаты рационализаторам освоили 80 тыс. руб., то и на следующий год планируется такая же сумма, – говорит Дмитрий Кожин. – При пассивной организации это может являться барьером для развития новаторского движения. С другой стороны, если бюджет освоен, а рационализаторская работа успешно продолжается, региональная дирекция может обратиться в функциональный филиал для корректировки бюджета. Положительные примеры есть».

С оформлением рацпредложений помогают экономисты, инженерные работники предприятий и служб. «Получается, что ошибка в окончательном оформлении рацпредложения практически исключена. В основном трудности возникают с подсчётом экономического эффекта, но цифры также корректируются и пересчитываются», – отмечает Раиса Ждамирова.

Однако бывают случаи, когда экономический эффект становится камнем преткновения в развитии рационализаторского движения. «Из 747 поданных рацпредложений 487 оформлены как без экономического эффекта. Их обозначают как направленные на безопасность движения и охрану труда. Одна из основных причин снижения показателей в рационализаторской деятельности среди дирекций – недостаточное выделение центральными дирекциями лимитов на выплату авторских вознаграждений», – продолжает Раиса Ждамирова. Это привело к сокращению количества идей. «В 2009-м только Дирекция тяги подала 1267 рацпредложений, а за девять месяцев этого года их от той же дирекции чуть больше тридцати. Нет материальной мотивации, уходят на пенсию опытные кадры», – комментирует начальник отдела перспективного развития и новой техники службы технической политики ЮВЖД Сергей Кувшинкин.

Среди рационализаторов мало молодёжи. «Существующая мотивация их не подстёгивает, может быть, сказывается отсутствие опыта. Тем не менее повысить активность можно и моральным стимулом», – подчёркивает Денис Щербаков. Сергей Кувшинкин сослался на опыт соседних дорог. «Там есть практика давать отпуска рационализаторам в удобное для тех время. Также человека могут освободить от работы на некоторое время, чтобы он занимался развитием своего рацпредложения. А если у человека нет времени заняться теми же чертежами, то и ждать от него фонтана идей не стоит», – уверен он.

Бывают случаи, когда люди подолгу не могут получить причитающиеся им деньги. Специалисты Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов ещё в 2013 году запустили собственную версию навигационной системы – информационные табло для пассажиров. Экономический эффект получился в 22 млн руб. «При экономическом эффекте свыше 500 тыс. руб. автору идеи полагается 9% от суммы годового эффекта плюс 12 тыс. руб., – рассказывает Сергей Кувшинкин. – Разработчикам в соответствии с положением о рационализаторской деятельности не было выплачено вознаграждение. Ещё год назад мы обращались по этому поводу в Центральную дирекцию железнодорожных вокзалов, но вопрос так и не решён. И как с таким отношением развивать рационализаторское движение?» Вот и получается, что в целом по полигону дороги пять лет назад на 100 работников было в среднем 9,56 предложения, а в этом году – уже 1,42.

В ряде случаев такая ситуация продиктована тем, что за последние годы многие виды деятельности объединены в отдельный бизнес. Произошло сужение поля для рационализаторства. Взять хотя бы ремонт подвижного состава. Ремонтные локомотивные депо, где рождалось немало новаторских идей, переданы сервисным компаниям. Из-за этого, например, на ПривЖД снизилось количество специалистов, вовлечённых в творческую работу. За девять месяцев участие в рационализаторской работе приняли 878 человек, это на 6% ниже показателей прошлого года. «В середине 2014 года от нас ушли порядка 3 тыс. человек, почти 90% персонала, – отмечает Александр Гайдамакин. – Среди них были самые активные рационализаторы».

Вместе с тем, как рассказал Дмитрий Кожин, нормативная база РЖД позволяет структурным подразделениям принимать рацпредложения от работников, которые не являются их сотрудниками. «Схема достаточно простая: например, работники «ТМХ-Сервиса» могут предложить идею для подразделений Дирекции тяги, – поясняет он. – Это может сделать и кто-то из отраслевого вуза. Любому человеку реально прийти с предложением, оно будет рассмотрено, и при подтверждении заявленных характеристик, в первую очередь по технико-экономическому обоснованию, идею оформят как рацпредложение и точно так же выплатят вознаграждение».

По словам ведущего инженера технического отдела службы пути Свердловской дирекции инфраструктуры Ольги Гончаровой, улучшить новаторскую деятельность можно увеличением авторского вознаграждения. «Для внедрения и реализации предложения нередко требуются средства, но они ничем не предусмотрены», – говорит она. «Идеи по «железу», как правило, воплощаются подручными средствами, из бэушных материалов, – отмечает Денис Щербаков. – А иногда надо что-то приобрести, какую-то новую деталь поставить, но на это средства не закладываются». Ольга Гончарова рассказала, что служба пути предлагает создать специальный фонд – денежный ресурс для внедрения предложений.

На будущее рационализаторства в компании смотрят с оптимизмом. «Работы новаторам хватит на многие годы, – говорит Олег Добрынин. – Кстати, несмотря на сокращение числа рационализаторов и уменьшение количества внедрённых рацпредложений, экономический эффект от этой деятельности растёт. Это свидетельствует о повышении качества рацпредложений».

Игнат Вьюгин




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30