03 августа 2020 20:30

Главное не рейтинг, а эффективность

Российский технический комитет по стандартизации № 45 «Железнодорожный транспорт» (ТК 45), которым руководит старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, занял первое место в ежегодном рейтинге Росстандарта по эффективности. Об этом сообщил заместитель руководителя Росстандарта Александр Зажигалкин на заседании правления компании, на котором рассматривался проект плана научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2016 год.
– Этой победе мы очень рады, – говорит начальник отдела стандартизации и технической документации департамента технической политики, ответственный секретарь ТК 45 Сергей Мельников. – Но для нас главное всё-таки не рейтинг, а эффективность.

В цифрах это выглядит так: показатель инициативности у нашего комитета – 75, тогда как среднее его значение – 13. А по показателю интенсивности работы железнодорожники почти в два раза опережают нефтяников, занявших второе место. И это притом что ТК 45 подготовкой стандартов занимается 5 лет, тогда как многие коллеги из других отраслей экономики – 20 лет и более. Да и число участников рейтинга (335) впечатляет.

Стандартизация – это сложнейшая работа.
– Разработка стандартов осуществляется по заказу конкретных предприятий, в том числе ОАО «РЖД», мы её организуем, проводим экспертизу в профильных подкомитетах ТК 45, затем формируем экспертное заключение Российского комитета по стандартизации и представляем окончательный вариант в Росстандарт для утверждения, – рассказывает Сергей Мельников. – Наша задача добиться того, чтобы стандарт соответствовал российскому законодательству и служил развитию экономики. Мы привлекаем к сотрудничеству производителей технических средств для железных дорог и их потребителей, научных организаций, органов власти, общественных организаций, в том числе профсоюзов. За каждым стандартом стоит коллектив профессионалов. Особенно хотелось бы отметить работников департамента технической политики: начальника отдела Андрея Яговкина, главного специалиста Михаила Киндеева и ведущего специалиста Ирину Король. А также начальника Центра технического регулирования и стандартизации Валентину Драгун.

Стандарт должен отражать паритет экономических интересов, соответствовать научным достижениям и правилам охраны труда.

Достичь его нелегко. Интересы промышленности и эксплуатационников не всегда совпадают. Бизнес заинтересован в том, чтобы выпускать и продавать техники больше и дороже, а эксплуатирующая организация – закупать качественную продукцию по приемлемой цене.

Обсуждение, согласно закону, проходит открыто на разных площадках. Примером может служить разработка ГОСТ 15.902-2014 «Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство». Он чётко определил компетенцию всех участников процесса разработки и внедрения нового железнодорожного подвижного состава и его узлов, включая владельца инфраструктуры. Затем прошёл все процедуры, установленные российским и международным законодательством, и был введён в действие с 1 марта 2015 года. Но ряд вагоностроителей, ранее согласовавших данный документ, инициировал разработку изменений. Вновь обсуждаются вопросы о согласовании основной технической документации на вагоны с владельцами инфраструктуры и проведении контрольных испытаний для проверки совместимости подвижного состава с инфраструктурой. Но нет сомнений, что и в этом случае будет выработан документ, устраивающий все стороны.

Не каждая заявка на разработку отечественного стандарта попадает в План национальной стандартизации, формируемый Росстандартом. Как правило, разработчики стандарта определяются на конкурсной основе. Пока ни одна заявка ТК 45 не была отклонена. Это тоже повысило коэффициент в рейтинге комитетов.

В зависимости от сложности работа над стандартами в среднем длится два года. Кстати, за рубежом – от двух до пяти лет. Сейчас ТК 45 осуществляет координацию «жизненного цикла» 277 утверждённых стандартов. Это один из лучших показателей в рейтинге. До конца текущего года эта цифра увеличится, близится к завершению работа по 47 документам.

Ещё одним фактором, оцениваемым Росстандартом, является уровень гармонизации нормативов с международными и европейскими стандартами. В ТК 45 есть правило: прежде чем приступить к разработке нового стандарта, следует проанализировать зарубежную нормативную базу. Но в полном объёме в России не может быть применён ни один европейский стандарт. У нас другой размер железнодорожной колеи, есть свои технологические особенности, в конце концов иной климат – и это заставляет подходить взвешенно к применению зарубежных нормативов. В результате поезд «Сапсан», построенный в Германии, успешно «бегает» у нас и в зимнюю непогоду.

В этом году принят федеральный закон о стандартизации. Он не требует обязательного исполнения стандарта. Та или иная структура добровольно берет на себя такие обязательства. Для соблюдения норм технического законодательства выполнить требования соответствующего стандарта более выгодно и, что немаловажно, дешевле. Об этом свидетельствует и международный опыт. Случись судебное разбирательство, тому, кто не использует стандарты, придётся самостоятельно доказывать, каким образом его продукция соответствует всем законодательным требованиям безопасности. Поэтому лучше работать по стандартам.

– А сможете ли удержать лидерство в рейтинге в следующем году? – спрашиваю я.
– Постараемся, – отвечают в секретариате ТК 45. – Росстандарт начал составлять рейтинг в прошлом году. Мы заняли тогда 8-е место. И за год поднялись на первое. Не хотелось бы опускать планку. Стремиться надо всегда к самым высоким результатам, как бы трудно ни было.

Наталья Кузина



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30