10 мая 2021 02:56

Её песни заставляют нас идти вперёд

Композитор Людмила Лядова умеет слышать музыку в стуке вагонных колёс

Лифт тихо и быстро поднимает меня на четвёртый этаж сталинского дома в самом центре Москвы. Здесь живёт композитор Людмила Алексеевна Лядова, многие сочинения которой были хитами своего времени. Но мало кто знает, что она ещё и почётный железнодорожник.
Дверь открыла хозяйка, всё такая же элегантная, как много лет назад. Тяжесть лет не довлеет над ней. Я смотрю с особой нежностью на эту невысокую хрупкую женщину и удивляюсь: неужели это та самая Лядова, покорившая своим творчеством миллионы слушателей?

Она смогла создать свой особый стиль, свой музыкальный почерк. Её талант композитора и исполнителя оценил всемирно известный пианист Ван Клиберн, услышав фортепианный концерт, написанный специально для него. Дважды с ней лично встречался и восхищался её творчеством Президент России Владимир Путин. Из его рук она получила орден «За заслуги перед Отечеством».

В чём тайна её творчества? Исаак Дунаевский в своё время назвал её своим преемником, который «по оптимизму заменит его». Это она написала более полувека назад весёлую песенку моряков: «Парамарибо! Парамарибо! Парамарибо – город утренней зари…» Её мюзиклы, кантаты и военные марши шли «на ура». У неё более тысячи произведений, и в каждое композитор вложила частицу души, тепло своего сердца.

Эту женщину давно считают своей железнодорожники. И не только за блистательный талант, но и за верность отрасли: она часто выступала перед железнодорожниками как в ЦДКЖ, так и на на дальних станциях. «Я вас люблю!» – искренне говорила она на прощание слушателям. И это были не дежурные слова. Железнодорожников она считала и считает самой лучшей аудиторией, выступать перед которой одно удовольствие.

Ещё в годы войны она часто бывала на вокзале Свердловска – выступала с мамой перед бойцами, отправлявшимися на фронт. Стоит ей сегодня подумать об этом и просто закрыть глаза – и уходят эшелоны с улыбающимися новобранцами, а её губы, как молитву, шепчут: до свидания, мальчики!

Помнит, как выручали железные дороги, когда пришлось передавать посылки знаменитому пианисту Нейгаузу, которого в те годы, как и других немцев, выслали из Москвы в Каменск-Уральский. Впоследствии именно он, Генрих Густавович, благословил её как пианистку.

Уже после войны с концертами на поездах она объехала всю страну. И, куда бы ни приезжала, её встречали как дорогую гостью. Она всегда была убеждена, что музыка и только музыка может не только поднять настроение людей, но и вдохновить их на большие свершения.

Рассказывают, что однажды в Кузбассе автобус с артистами, среди которых была Лядова, из-за плохой дороги не мог проехать в деревеньку, где должны были дать концерт. Невероятно, но местные жители за одну ночь дорогу вымостили.

Настоящая музыка – это мощь, это сила, подобная волшебным словам, творящим чудеса. Вспомним песню «Вставай, страна огромная!». Вопрос лишь в том, как написать такое произведение? И композитор нашла ответ: важно поставить себя на место тех людей, для которых пишешь.

Неудивительно, что ей удалось сделать для железнодорожников и всей отрасли больше, чем иному высококлассному специалисту. Это слова министра путей сообщения СССР Николая Конарева. Он говорил: «Её песни – это локомотивы, которые несут в себе внутреннюю энергию движения, заставляя нас идти вперёд, даже когда это невозможно!»

Когда мы заговорили о встрече с министром, Людмила Алексеевна вдруг что-то вспомнила, вышла в соседнюю комнату. И вскоре вернулась, неся в руках отраслевые награды – знаки «Почётному железнодорожнику» и «175 лет Российским железным дорогам».
– Знаете, – сказала она, – я сначала отказывалась от такой высокой награды, но слова Николая Семёновича заставили задуматься о том, что мы, люди искусства, можем сделать для народа.

В одном из интервью Людмила Лядова говорила, что у природы есть своя музыка и счастлив тот, кто умеет её слышать. А у железной дороги – это стук колёс. Причём у каждого поезда он свой. Лежишь, слушаешь этот ритм, и вдруг приходит мелодия…

Неудивительно, что много песен написано Людмилой Лядовой с бывшим сотрудником «Гудка» поэтом Виталием Петровым, таким же непоседой, как и она. Первой была песня «Тюмень – Сургут». Бывший командующий Железнодорожными войсками Михаил Макарцев в то время служил в сургутской бригаде, которая строила эту ветку на Север. Когда по радио впервые услышал песню «Тюмень – Сургут», он подумал: открывается «второй трудовой фронт», теперь дела пойдут быстрее. Думаю, в том, что стройка была объявлена ударной комсомольской, есть заслуга и создателей этой песни.

Нашу беседу с Людмилой Алексеевной прервал телефонный звонок. Звонил Виталий Петров, которого болезнь в последние годы приковала к постели.
– А помнишь, как ехали по двухкилометровому мосту через Обь на первом пассажирском поезде? – сказала она ему. – Хорошо бы повторить наш маршрут. Как думаешь?

И, положив трубку, рассказывает мне:
– На стройку дороги Тюмень – Сургут мы летали самолётом. С высоты этот край удивительно красивый. Но каково тем, кто там в то время трудился: в 50-градусные морозы валил лес, возводил мосты, пробивал тоннели, укладывал рельсовый путь – ниточку новой жизни, которая уходила всё дальше на север. Когда видишь всё своими глазами, музыка как будто сама собой рождается. Но, когда меня спрашивают, как вы пишите музыку, отвечаю: композитор, тот же скульптор, только вместо гранитной глыбы для песни берёт гору из нот и отсекает всё ненужное.
После песни «Тюмень – Сургут» Виталий написал два стихотворения «Мужик российский» и «Строители идут», и они с Лядовой решили создать вокально-симфоническую поэму, посвящённую строителям железных дорог. Вскоре её стали транслировать по Всесоюзному радио в исполнении Большого хора и эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением народного артиста СССР Юрия Силантьева.

– Кстати, а вы знаете, что в довоенное время он начинал свою творческую деятельность в клубе депо Москва-сортировочная? – говорит моя собеседница.

Поэма вошла в Золотой фонд песен Всесоюзного радио в исполнении народных артистов РСФСР Александра Розума, Ларисы Пятигорской и Бориса Добрина. Её фрагмент прозвучал и в этом году на юбилейном вечере Людмилы Лядовой в Доме композиторов. Зал слушал его стоя. Вот только ноты этого гениального творения, увы, утрачены.

Людмила Лядова никогда не гналась за дешёвой популярностью и славой. В своё время Леонид Утёсов, услышав её дуэт с Ниной Пантелеевой, сказал: «Как будто распахнулось окно в вишнёвый сад и к нам пришла весна». А когда они исполнили песню Исаака Дунаевского «Ехал я из Берлина», ему так понравилось, что он подарил молодым талантам свою новую песню «Пути-дороги».

В этом году у Людмилы Лядовой вышел диск «Голубая звезда», в котором много песен в исполнении знаменитых певцов – Рината Ибрагимова, Иосифа Кобзона, Эдуарда Хиля и других: «Брестская крепость», «Старый марш», «Поёт труба тревогу», «Седые солдатки», «Завещаем Россию»....
– Я усвоила главное, – сказала моя собеседница, – надо мужественно преодолевать препятствия и уметь трудиться. Оптимизм, упрямство уральское и воля меня спасают. Жаль, что концертов уже не так много. А душа полна новых мелодий…

Недавно Людмила Алексеевна написала марш, он посвящён машинистам паровозов, совершившим немало подвигов во время Великой Отечественной войны. А слова для него сочинил я сам.

Виталий Тетерятник


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31