13 мая 2021 03:38

Выдержит два срока без капитального ремонта

Владимир Кузнецов, начальник Испытательного центра технических средств МИИТа, к.т.н.


Комиссия обследует участок пути со скреплениями АРС
Проблема сокращения эксплуатационных издержек всегда была актуальной на сети дорог, а в нынешней непростой экономической ситуации тем более.

Уменьшить расходы можно, если использовать новые конструкции верхнего строения пути, долговечные и малообслуживаемые. Одним из примеров такой конструкции является АРС – бесподкладочное и безрезьбовое рельсовое скрепление с нераздельным анкером, который замоноличен в железобетонную шпалу.

Почти 15 лет эти скрепления эксплуатируются на сети железных дорог. Специалисты МИИТа вместе с работниками Дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» ведут мониторинг на 26 участках восьми магистралей. Результаты получены интересные. Так, на четырёхкилометровом участке Бекасово-сортировочное – Яганово Московской дороги уже пропущено свыше 1,2 млрд тонн брутто. Укладка пути была произведена в 2006 году на АРС ещё «первого поколения». Два года назад там провели реконструкцию пути, меняли рельсовые плети. А железобетонные шпалы АРС и ряд других элементов оставили в пути на второй срок.

Они хорошо показали себя и на участке Череповец-1 – Череповец-2 Северной дороги, где обращаются грузовые поезда массой 8–9 тыс. тонн, а грузонапряжённость самая высокая по сети – 165 млн тонн брутто в год. Натурные обследования свидетельствуют, что после пропуска тоннажа 450 млн тонн брутто в кривых радиусами 375 и 500 метров путь находится в хорошем состоянии. По мнению специалистов дороги, учитывая низкие затраты на обслуживание АРС, путь можно отнести к малообслуживаемым.

Принимая во внимание всё это, руководство ОАО «РЖД» приняло решение провести на дорогах Сибири эксплуатационные испытания рельсового скрепления АРС с целью расширить полигон его применения. Мониторинг опытных участков на Восточно-Сибирской и Красноярской дорогах проводился с участием сотрудников ВНИИЖТа, Центральной дирекции инфраструктуры и дистанций пути. В прошлом году комиссия оценила на «отлично» состояние колеи с АРС на перегоне Ангасолка – Слюдянка-2. Причём Слюдянской дистанции пути практически не требуется осуществлять текущее содержание пути на этих участках.

На Красноярской дороге комиссия обследовала перегон Козулька – Малиногорка с кривыми радиусами 523 и 604 метра и сделала вывод, что скрепление АРС хорошо держит рельсовую колею. За четыре года эксплуатации опытные участки лишь один раз выправлял путевой машинный комплекс.

В течение первых двух лет эксплуатации путейцы Козульской дистанции выполняли отдельные работы в рамках текущего содержания пути на трёх километрах шесть раз. Причём трудозатраты составили менее 54 человеко-часов, то есть около девяти человеко-часов на один километр пути в год.

На Восточно-Сибирской дороге есть горно-перевальный участок Большой Луг – Слюдянка с руководящим подъёмом в 20-тысячных. Два года назад там выполнена закладка опытного участка со скреплением АРС в кривой радиусом 301 метр. После наработки тоннажа 180 млн тонн брутто средний боковой износ наружного рельса достиг 10,6 мм, планировалась замена упорной нити длиной 650 метров. Однако специалисты МИИТа вместе с работниками Слюдянской дистанции пути установили регулировочные изоляторы, и дорогостоящая операция (ценой 2,5 млн руб.) была отменена. Трудозатраты составили всего 150 тыс. руб.

Результаты эксплуатационных испытаний говорят о том, что скрепление АРС надёжно работает в бесстыковом пути, в том числе и в кривых малого радиуса при высокой грузонапряжённости в регионах с годовыми амплитудами температур более 110 градусов. Показывает оно хорошие результаты и при эксплуатации на затяжных подъёмах и спусках. Проведённая работа положительно воспринята руководством ОАО «РЖД», поэтому утверждено задание на проектирование инфраструктуры Восточного полигона на скреплении АРС.

Опыт эксплуатации железобетонных шпал АРС позволяет сделать вывод о том, что они могут служить два межремонтных срока и выдержать тоннаж более 2 млрд тонн брутто. Когда появятся рельсы, способные пропустить такой тоннаж, гораздо реже потребуется проводить капитальный ремонт пути.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31