07 мая 2021 18:48

Чтобы не было мучительно шумно

В последнее десятилетие у жителей столицы правомерно повышаются требования к качеству и условиям проживания. Соответственно обострилась одна из важнейших проблем города – обеспечение безопасного для здоровья граждан уровня шума.
Александр Романенко, исполняющий обязанности начальника Центра охраны окружающей среды МЖД
Московская железная дорога активно вовлечена в решение данной проблемы. Дело в том, что застройщики новых жилых микрорайонов и отдельных зданий при возведении объектов вблизи железнодорожных линий игнорируют действующие санитарно-эпидемиологические требования, не желают учитывать то естественное обстоятельство, что стальная магистраль расположена на своём историческом месте уже долгие десятилетия. А в результате горе-девелоперы стремятся переложить решение ими же созданных проблем на железную дорогу.

Основными источниками шума на железнодорожном транспорте, естественно, являются движущиеся поезда, путевые машины, производственное оборудование, вокзалы и сортировочные станции.

У отдельных граждан и специалистов, не связанных с железнодорожным транспортом, может сложиться впечатление, что имеется множество вариантов по защите от шума, а упрямые железнодорожники, дескать, ничего не хотят делать. Однако это не так. Все магистральные железнодорожные линии эксплуатируются в соответствии с действующими нормами, перевозки осуществляет только сертифицированный подвижной состав. ОАО «РЖД», в свою очередь, в плановом порядке производит и будет в дальнейшем производить замену устаревших локомотивов и вагонов на более экологически чистые и бесшумные.

Что же касается МЖД, то её руководство принимает все возможные в настоящее время меры по снижению уровня шума и одновременно обеспечению устойчивого железнодорожного транспортного обслуживания экономики и населения страны. Доступные сегодня технические меры по снижению уровня шума дорогой предпринимаются постоянно: прокладывается бесстыковой путь, в конструкции верхнего строения пути применяются амортизирующие элементы, укладка пути выполняется на щебёночном балласте, производится периодическая шлифовка рельсов для устранения шума от волнообразного износа рельсов и так далее.

Особо отмечу, что действующими в настоящее время нормами не предусматривается строительство шумозащитных экранов вдоль существующих магистральных железнодорожных линий. Их установка обязательна только при создании новых или реконструкции старых, если шум от железнодорожных составов превышает установленные нормы.

Анализ жалоб от населения выявил, что большая их часть связана с шумовым воздействием от проходящего подвижного состава – 62,4%. Далее следует громкоговорящая связь и устройства автоматического оповещения – 22,8%. На третьем месте шум, связанный с работой сортировочных горок, – 9,7% обращений и, наконец, с подаваемыми подвижным составом сигналами – 5,1%.

Естественно, мы стараемся найти пути решения проблемы по каждому из обращений. Поясню. Основной источник шума поездов – шум качения, генерируемый парой «колесо – рельс». Он зависит от скорости движения, нагрузки на ось, размеров неровностей стыков рельсового пути. Его снижение достигается за счёт выполнения мероприятий по текущему содержанию и капитальному ремонту пути, которые проводятся на МЖД на постоянной основе.

Далее – минимизация шумового воздействия. За период 2013–2014 годов на полигоне МЖД было установлено 16,5 км шумозащитных экранов, до 2018 года планируется установить ещё свыше 20 км этих барьеров. К сожалению, здесь всё упирается в высокую стоимость таких конструкций. Установка одного км экрана составляет в среднем 60 млн руб.

Особо необходимо остановиться на том, что делает МЖД для снижения шумового воздействия от грузовых работ в зоне Малого окружного кольца. Так, при разработке Генеральной схемы развития МЖД был сделан акцент на вывод грузовой работы из зоны Малого окружного кольца и её дальнейшем перераспределении в Мосузле и за его пределами. Это позволит освободить инфраструктуру для более «чистого» городского железнодорожного транспорта, снизить экологические риски и шумовое воздействие на окружающую среду.

При анализе мест шумового дискомфорта было установлено, что жалобы от населения также поступали из зон расположения сортировочных горок, в частности, сортировочной горки в Перово.

В 2013 году в соответствии с инвестиционным проектом ОАО «РЖД» «Обеспечение экологической безопасности» на железнодорожной станции Перово была смонтирована установка «BREMEX-ANNSYS «Basis» словенской компании ELPA. Она предназначена для снижения уровня звука, возникающего при торможении вагонов замедлителями на сортировочной горке, в процессе взаимодействия колёс вагонов с тормозными шинами. После её ввода в эксплуатацию «вклад» работы сортировочной горки в общий шумовой фон вокруг близлежащих домов не превышает пяти децибел, что соответствует норме. В итоге число жалоб с 13 в 2013 году сократилось до одной в 2014-м. А в нынешнем году не было ещё ни одного такого обращения. Считаю, что данную установку можно рекомендовать для применения и на других сортировочных горках столичной магистрали.

В настоящее время Московская железная дорога реализует обширный комплекс технических мероприятий по снижению шумового воздействия на прилегающую жилую застройку и планирует в дальнейшем активизировать работу в данном направлении.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31