12 мая 2021 13:45

Планируем успех

Полигонные технологии позволяют улучшить показатели работы

Северная дорога участвует в реализации программы «Бережливое производство в ОАО «РЖД» с 2011 года. С тех пор количество её участников выросло с 12 до 135 подразделений.
Алексей Кошубаров, главный инженер Северной дороги
– Год уже заканчивается, можно, наверное, подвести предварительные итоги в сфере улучшений технологических процессов?
– В настоящее время 485 проектов находятся на этапе внедрения. Ещё 230 улучшений реализованы с экономическим эффектом более 92 млн руб., при этом на дороге сэкономлено более 65 тыс. чел./ч. Всего до конца года планируем внедрить более 500 проектов. Продолжается работа по внедрению такого инструмента БП, как система 5S. В настоящий момент времени ею охвачено 25% рабочих мест на дороге.

– С какими трудностями вы сталкиваетесь в ходе реализации проектов?
– Есть разногласия между смежными дирекциями при формировании межфункциональных проектов, влияющих на работу и показатели подразделений. В этих случаях, а их относительно немного, собираем дорожную рабочую группу, проводим экспертизу предлагаемого проекта, формируем план действия смежных хозяйств. Короче говоря, снимаем разногласия. Что же касается формирования и внедрения профильных проектов, которые составляют более 90% от их общего количества, там сложностей нет.

– Если мы уже заговорили о межфункциональных проектах, расскажите о них подробнее.
– Большая их часть принадлежит Дирекции управления движением и Дирекции тяги дороги, которые входят в бизнес-блок «Железнодорожные перевозки и инфраструктура». К примеру, за счёт внедрения проекта «Технология пропуска чётных контейнерных поездов, следующих с Октябрьской дороги до станции Низовка (СЖД)», удалось на 16 минут сократить время простоя транзитных поездов на станции Сольвычегодск.

– Как используются в этих проектах возможности узловых, пограничных станций между дорогами?
– В этом году реализован проект узловой рабочей группы станции Череповец-2 «Оптимизация работы вывозных узловых электровозов». При этом изменена технология формирования передаточных поездов со станции Кошта назначением на станции Череповец-1 и Череповец-2. Вместо ранее формировавшихся двух поездов теперь формируется один. По прибытии на станцию Череповец-2 производится отцепка группы вагонов назначением на эту станцию, остальные отправляются в Череповец-1. В результате высвобождается один вывозной электровоз ВЛ80, на 44% снижается количество внутриузловых передач, увеличиваются вес и длина передаточного поезда до 60 вагонов на участке Кошта – Череповец-2.

– Где ещё достигнуты весомые результаты?
– В эксплуатационном локомотивном депо Иваново введено вождение грузовых поездов на маршруте Ярославль-Главный – Дно – Лужская со сменой локомотивных бригад на станции Рыбинск, Сонково, Дно без отцепки и захода локомотивов в депо. В результате на 105 минут сокращено накладное время локомотивных бригад от явки до отправления поезда по станциям Рыбинск и Сонково. Также в результате реализации проекта увеличилась техническая скорость с 37 до 43 км/ч, удалось достигнуть годовой экономии дизельного топлива в количестве 137 тонн и увеличить вес поезда на участке Ярославль – Сонково – Дно на 700 тонн.

– Насколько успешно реализуются сквозные технологии и где?
– На полигоне дороги развёрнута работа по организации тяжеловесного вождения поездов. Так, на участке Свеча – Лоста – Кошта полигона Лянгасово – Бабаево с апреля текущего года организовано регулярное движение двух поездов в сутки весом 9000 тонн. За счёт этого увеличен пропуск транзитных поездов и снижена нагрузка на узловые станции Галич, Буй, Череповец. Также на этом участке организовано движение 13 пар поездов в сутки весом 8000 тонн. Вождение осуществляется совместным парком электровозов ВЛ80с приписки Горьковской и Северной дирекций тяги. Обеспечение регулярного пропуска поездов массой 8000–9000 тонн требует особого внимания к инфраструктуре полигона. В этих целях предусмотрено совместное с Горьковской дорогой проведение ремонтных работ по хозяйствам пути, электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики. Кроме этого участка, расположенного в транспортном коридоре Кузбасс – Северо-Запад, на Северной дороге организовано вождение двух поездов в сутки весом 8000 тонн на участках Свеча – Лоста – Обозерская и Лоста – Бабаево. А на участке Александров – Лоста пропускается четыре тяжеловесных поезда в сутки.

– Какой результат принесли подобные проекты?
– С начала года на дороге тяжеловесные поезда перевезли 47,6 млн тонн брутто груза сверх нормы, установленной для обычных поездов.

– Где ещё применяются подобные технологии, кроме тяжеловесного движения?
– Проводится работа по удлинению плеч обслуживания локомотивными бригадами. Организованы три графиковые «нитки» вождения поездов на участке Обозерская – Сум-Посад без смены локомотивных бригад на станции Малошуйка. Реализация полигонных технологий позволила улучшить показатели использования не только локомотивных бригад, но и тягового подвижного состава. По итогам восьми месяцев в сравнении с аналогичным периодом прошлого года повышена на 0,6  км участковая скорость поездов. Кроме того, средний вес поезда вырос на 38 тонн, производительность локомотива увеличена на 19 тыс. ткм брутто. Применение сквозных технологий позволило увеличить на 7 км в сутки среднесуточный пробег локомотива и снизить на 139 тыс. сверхурочных часов работу локомотивных бригад.

– Важной составляющей любого проекта является мотивация персонала, как она проходит у вас?
– Нынешний год ещё не закончился. Только после подведения окончательных его итогов можно будет в целом решать вопросы премирования работников за успехи в текущем периоде. Поэтому сначала приведу прежние примеры и данные. В прошлом году из средств лимита начальника железной дороги по фонду оплаты труда за активное внедрение проектов бережливого производства и рационализаторских предложений выплачены поощрения 511 работникам на сумму 2,9 млн руб. Размер выплат составил от 3000 до 15000 руб. на человека. В текущем году пока премировано 120 человек.

– Есть с этим какие-то проблемы?
– К сожалению, если из лимита начальника дороги продолжается мотивация персонала, то региональными дирекциями за реализованные проекты улучшений премия практически не выплачивается. Отмечу, что главным барьером остаётся система перераспределения денежных средств из расходной части бюджета в фонд оплаты труда для дополнительного премирования. Она нуждается в изменениях.

– Каким образом проходит в подразделениях обучение работников применению инструментов БП на практике?
– В целях охвата большего количества работников на полигоне Северной железной дороги в подразделениях региональных дирекций проводится обучение работников инструментам БП в форме технической учёбы. В текущем году её прошли уже 6800 человек. Кроме того, с этого года наряду с очным обучением Ярославский филиал МИИТа проводит и дистанционное обучение работников, что позволяет минимизировать командировочные расходы и отрыв обучающихся от работы.

– Что ещё планируется сделать до конца года?
– Будем завершать задачу перехода от количества проектов улучшений к их качеству. Это позволит сформировать на дороге платформу для реализации комплекса программ Проектного офиса «Бережливая производственная система».

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31