10 мая 2021 01:46

Привычка трудиться день и ночь

Чтобы добиться успеха, надо меньше спать и больше работать, уверен железнодорожник Виктор Семёнов

Виктор Семёнов никогда не мечтал о железной дороге, но судьба сама привела его к стальным магистралям, которым в итоге он посвятил всю свою жизнь.
С Виктором Тимофеевичем мы встречаемся в небольшом офисе в центре Москве. Повод торжественный – бывшему заместителю министра путей сообщения исполнилось 75 лет. Кто-то спросит: почему с человеком столь преклонного возраста мы встречаемся не в спокойной домашней обстановке, так сказать – по-пенсионерски, а в офисе, так строго и по-деловому? Дело в том, что наш юбиляр продолжает активно работать. Уйдя из системы МПС по собственному желанию, он сменил работу ведомственную на коммерческую, оставшись при этом верным любимому делу – железной дороге. Сейчас его день расписан по часам, и выкроить свободную минутку в самый разгар работы Виктору Тимофеевичу непросто. Но для «Гудка» он готов сделать исключение. Дождавшись перерыва между звонками, начинаем разговор.

– А как же спокойная пенсия? Не хочется ли оставить всё и отправиться на дачу, провести всё лето на природе? – спрашиваю с ходу.
– Привык работать, хотя, наверное, пора бы уже отдыхать, – признаётся Виктор Тимофеевич. – Дачи, правда, у меня нет, но зато есть участок под Санкт-Петербургом. Езжу туда, недавно исполнил свою давнишнюю мечту – научился прививать фруктовые деревья.

– Уже есть первый урожай?
– Есть. Оказалось, прививка очень хорошо приживается к диким яблоням. В этом году мы собирали первые яблоки и груши. Как дальше пойдёт – посмотрим. Знаете, это такое интересное занятие!

К своему увлечению Виктор Тимофеевич относится очень серьёзно. Говорит, каждое дело требует труда, и садоводство не исключение. Он из того поколения людей, которые привыкли не просто работать, но и брать на себя ответственность за каждое действие и решение. Этот принцип он демонстрировал на собственном примере все 40 с лишним лет работы на железной дороге.

Будущий замминистра начинал трудовую биографию путевым рабочим Бийской дистанции пути на Томской дороге (ныне – Западно-Сибирская железная дорога. – Ред.). Причём о карьере железнодорожника он даже не думал. Мечтал поступить в судостроительный техникум. Но судьба распорядилась по-другому, он отправился учиться на железнодорожника.

В 19 лет Виктор Тимофеевич стал бригадиром путевой колонны на станции Буланиха. Руководил он не простыми рабочими – в колонны тогда собирали нарушителей трудовой дисциплины. Дорожный мастер, старший мастер, старший инженер, замначальника сначала Бийской, а потом Алтайской дистанции пути и, наконец, начальник Рубцовской дистанции. В своём профессиональном пути он не пропустил ни одной ступени карьерной лестницы. А в 1996 году с должности заместителя начальника Октябрьской дороги перешёл на пост заместителя министра путей сообщения.

Секрет успешной карьеры от Виктора Тимофеевича прост: надо меньше спать и больше работать.
– У меня были прекрасные учителя, и мне посчастливилось трудиться с очень профессиональными коллегами. Меня учили решать проблемы, а не искать оправдания тому, что что-то не сделано. И не важно, касается это работы или повседневной жизни. Я и сына своего, и внуков всегда старался научить такому подходу.

Будущий замминистра пришёл в железнодорожную профессию по воле случая, а вот его сын и внуки выбрали эту специальность уже осознанно, продолжая семейную трудовую династию.
– Когда собираемся вместе, конечно, говорим о железной дороге. Без этого не обойтись, ведь этой работе отдана жизнь.

– И вы не жалеете, что не попали в судостроительную отрасль?
– Ни капли. Я полюбил железную дорогу. Это то, от чего зависит благополучие нашей страны.

– А вы когда-нибудь чувствовали романтику профессии? Поезда, дорога, Крайний Север…
– Ну что вы, романтикой тут даже не пахнет. По крайней мере для меня. Железная дорога – это когда ты день и ночь трудишься, ведь от состояния путевого хозяйства зависят безопасность и жизнь людей.

Работая в железнодорожной отрасли, он всегда старался усовершенствовать стальные магистрали. В конце 1980-х годов состояние путевого хозяйства в стране оставляло желать лучшего. Снабжение деревянными шпалами снизилось из-за того, что леспромхозы резко сократили производство.
– Сеть железных дорог где-то на 85% лежала на дереве, и для отрасли наступали тяжёлые времена. Мы с коллегами-единомышленниками задались целью перевести полигон пути на железобетонные шпалы, это был единственный выход. И к 2000 году нам удалось это сделать, – вспоминает Виктор Тимофеевич.

Модернизация давалась нелегко. Путейцы за много лет привыкли работать с деревом, и им нужно было объяснить, а где-то и на своём примере показать, как трудиться в новых условиях.

А бывает и такое: палки в колёса ставят руководители, которые не желают поддержать своих подчинённых.
– Но мне везло. Я работал с начальниками, которые понимали суть происходящих перемен, и мои идеи и предложения всегда находили поддержку с их стороны. Наверное, без этого у меня мало бы что получилось.

Чтобы оснастить железные дороги путевыми машинами, Виктор Тимофеевич вложил много сил в становление отечественного путевого машиностроения. На предприятиях «Ремпутьмаш» был налажен выпуск не только отдельных путевых машин, но и целых технологических комплексов. Под его руководством проводилась последовательная работа по совершенствованию системы ведения путевого хозяйства, усилению мощности верхнего строения пути и улучшению его содержания.

С 1989 по 1996 год трудовая деятельность Виктора Тимофеевича связана с Октябрьской дорогой, начальником которой тогда был Анатолий Зайцев, он во многом поддерживал своего подчинённого. Совместно им удалось, как выражается Виктор Тимофеевич, «оздоровить» линию Санкт-Петербург – Москва. Благодаря этому на уже подготовленной инфраструктуре, когда МПС возглавил Николай Аксёненко, началась реконструкция этой линии. Ведь тогда, в начале 1990-х, почти 20% главных путей полигона имели неудовлетворительную оценку.
– Мы старались любую работу на своей должности выполнять лучше или по крайней мере не хуже, чем делали предшественники. Современным руководителям этого стремления не хватает. Они хотят управлять дорогой из Москвы, но ведь у нас такая большая страна, и нужно не бояться принимать решения на местах. В наши годы начальник дороги был одной из ключевых фигур, – рассказывает Виктор Тимофеевич.

А ещё он вспоминает, как сам лично учил молодых и неопытных сотрудников, как вместе с начальником дороги организовывал школы передового опыта на Октябрьской магистрали.
– Помню, при Зайцеве провели две выездные коллегии МПС, с нами на пути выезжали даже представители правительства страны.

– Вам досталось беспокойное хозяйство, и вы много сделали для отрасли. А сейчас вы следите за жизнью железной дороги, сравниваете, что было тогда и сейчас?
– Конечно, слежу. Тогда было сложно, да и сейчас на дороге немало проблем, по крайней мере в путевом хозяйстве, – говорит Виктор Тимофеевич. – Но я помню, как в 1958 году проходил практику на участке Инская – Тогучин. Мой дальний родственник работал бригадиром пути как раз на этом участке. И я иногда оставался у него ночевать. Так вот он мне как-то сказал: «Зачем ты выбрал такую непрестижную специальность?» А тогда действительно было тяжело работать. На текущем содержании основными инструментами были лом, молоток, суфляжная лопата. А я ему отвечаю: «Ну всё течёт, всё меняется. Когда-то всё будет по-другому, главное, чтобы были люди, которые хотят и могут работать».

Александра Посыпкина


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31