13 мая 2021 02:33

Среднее звено

Компания ищет перспективных специалистов среди студентов техникумов

Отсутствие возможности набирать студентов по целевому приёму в отраслевые техникумы может помешать укомплектовывать квалифицированными кадрами отдалённые линейные участки.
Набирать целевиков техникумы и колледжи могли ещё два года назад. Однако в 2013 году в законе «Об образовании в РФ» появились поправки, запрещающие приём по отдельному конкурсу в средние профессиональные учебные заведения. Задача – улучшение доступности среднего профессионального образования. Теперь, мол, ничьи права ущемлены не будут: ни студентов из больших городов, ни ребят из отдалённых поселков.
«Раньше целевики могли прийти к нам уже с направлением от работодателя, и мы гарантированно их зачисляли. Это, в свою очередь, было несправедливо по отношению к бюджетникам, имеющим более высокие баллы», – рассказал «Гудку» заместитель директора по учебно-производственной работе Тамбовского железнодорожного техникума Олег Пикалов.

Теперь складывается обратная ситуация. Как отметил заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Игорь Чирва, уровень образования в мегаполисе и небольшом посёлке разный, соответственно, отличается и набранный балл – основной барометр успеха при поступлении. «Поэтому конкурировать ребята с отдалённых линий с городскими выпускниками не могут, – сказал он «Гудку». – Компания же остро нуждается в специалистах среднего звена, живущих на линии. Ведь именно здесь сконцентрированы основные предприятия, происходит развитие инфраструктуры. А на многих отдалённых станциях сети зарождается погрузка».

Между тем, как отметил руководитель Улан-Удэнского колледжа железнодорожного транспорта Александр Савельев на прошедшем в Кузбассе расширенном семинаре-совещании руководителей структурных подразделений среднего профессионального образования Росжелдора, у ребят с отдалённых станций, многие из которых к тому же являются продолжателями железнодорожных династий, одно желание – жить и трудиться в родном посёлке.

Его поддержала директор Томского техникума железнодорожного транспорта Людмила Сорокина: «В ближайшем будущем мы можем столкнуться с проблемой, когда руководители дирекций за неимением своих целевиков будут искать перспективных специалистов из числа городских бюджетников, не многие из которых согласятся работать на линии».

Вместе с тем при желании пройти целевое обучение можно. Но не многие к этому стремятся. «Целевого набора у нас нет, есть целевое обучение, – говорит заместитель директора по учебной работе Казанского техникума железнодорожного транспорта Игорь Шеверда. – Дети сначала поступают на бюджетную основу, мы их оцениваем, смотрим баллы и успеваемость и затем предлагаем заключить договор о переходе на целевое обучение. Однако не все соглашаются на это предложение. В результате намечается тенденция уменьшения числа целевиков». Например, в Санкт-Петербургском техникуме железнодорожного транспорта план целевого приёма не выполняется уже три года. В прошлом году вместо заявленного объёма на 114 мест целевые договоры заключили только 70 человек. В этом году из 114 – 81.

К тому же многие бюджетники не видят смысла в дальнейшем переводе на целевое обучение. «Они уже поступили, поэтому целевое обучение многим из них ни к чему. Кроме того, как родители, так и сами студенты боятся ответственности, ведь в случае отчисления им придётся выплачивать потраченные на обучение деньги. Боятся, что их зашлют на работу в отдалённые районы», – отметил Олег Пикалов.

Невзирая на трудности, железнодорожники продолжают работать с абитуриентами – агитируют ребят за целевое обучение как на протяжении приёмной кампании, так и до её начала. Как и раньше, в техникумах проводятся Дни открытых дверей. Старшеклассникам рассказывают о плюсах целевого обучения, среди которых оплачиваемая производственная практика, распределение на рабочие места, повышенная стипендия от предприятия при условии отличной успеваемости.

Плюсы целевого обучения ещё и в том, что абитуриент не получает «кота в мешке». Ведь зачастую при поступлении человек смотрит на средний балл аттестата и исходя из этого выбирает учебное заведение и специальность. Но не проходит по здоровью. «Целевой приём все эти риски исключил бы, поскольку вопросы, как правило, обговариваются между предприятием и абитуриентом заранее, «на берегу», – отметил начальник учебно-методического управления Сибирского госуниверситета путей сообщения Павел Постников.

Юлия Соловьёва
Анатолий Болдырев


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31