12 мая 2021 13:43

Минута – и целая жизнь

За долгие годы знатный машинист Анатолий Фролов помог многим

С Героем Социалистического Труда, почётным железнодорожником Анатолием Ивановичем Фроловым мы встретились накануне его 85-летия.
У Анатолия Ивановича замечательная улыбка
…А ведь этой встречи в редакции «Гудка» могло и не быть.

Накануне Дня Победы Анатолий Иванович с женой Еленой Ивановной поехали в родительский дом в Сергиевом Посаде. Он любит здесь бывать – для него это всё равно что возвращение в далёкое детство. Каждая улица в этом городе, старинные особняки, скверы и храмы – всё напоминает о прошлом. Вот и в тот день Анатолий Иванович решился пройтись по родным местам. Но, выйдя из дома, почувствовал себя плохо – сердце прихватило. Супруга вызвала неотложку. Отвезли его в больницу.
– Диагноз врачи поставили сразу: полная блокада сердца, – вспоминает Елена Ивановна, – и посоветовали перевезти его в столичную клинику. Но как? В таком состоянии и перевозить было опасно – мог не выдержать дороги.

И она обратилась к руководству Московской железной дороги. Заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Сергей Черногаев отреагировал незамедлительно: к ветерану в Сергиев Посад на специализированном реанимобиле выехал начальник региональной Дирекции медицинского обеспечения Леонид Титаренко. Анатолия Фролова доставили в больницу ОАО «РЖД» на Соколе. И тем самым спасли. Через пару дней ему вживили кардиостимулятор, и опасность миновала.
– Мы оба родились и выросли в семьях железнодорожников, – рассказывает Елена Ивановна. – У Толи отец и дед работали на дороге, а у меня практически вся семья: отец, мать, сёстры. Вот и дочь Ольга, и внук Максим пошли по нашим стопам – работают на железной дороге. Так что у нас уже целая династия. Толя у меня не только знатный машинист, Герой Труда, но и человек очень активный, всё время в движении. Мало ему было профессиональных забот, так в 1980 году его избрали депутатом Верховного Совета РСФСР. А это ещё и заседания, встречи с избирателями, выполнение наказов. Он всегда выполнял обещания, никогда не обманывал, иначе он бы не был тем Толей Фроловым, которого я встретила в марте 1958 года и полюбила на всю жизнь. Вот уже 56 лет мы вместе!

Люди тянутся к нему, любят слушать его рассказы о нелёгкой жизни машиниста. Что-то есть светлое в Анатолии Ивановиче, я потом догадался: улыбка у него лучезарная. Да и память отменная, несмотря на прожитые годы.

Она до сих пор хранит былое. Поразительно, но он помнит имена, отчества и фамилии сотен людей, с которыми его сталкивала жизнь! Он не забыл и первых своих учителей и наставников, обучавших его азам нелёгкой профессии машиниста в далёком 1951 году в железнодорожном училище.
– Никогда не думал, что доживу до таких лет, – говорит Анатолий Иванович. – Я не лукавлю, поверьте, профессия машиниста очень тяжёлая, а временами и опасная. Организм далеко не каждого человека выдержит такие психологические и физические нагрузки. Но все мы люди, рано или поздно даже локомотив приходится отправлять на покой, а где уж человеку тягаться с железом?!

Самым страшным для него было хмурое весеннее утро 1971 года. Я вижу, что ему неприятно заново переживать те жуткие минуты. Они с помощником вели тогда грузовой поезд. В районе Сергиева Посада путь делает крюк и пересекает автомобильную дорогу. Тяжёлый состав плавно вписался в кривую. Прошли поворот – до переезда оставалось менее полукилометра. И тут они увидели, что прямо на путях стоит заглохший переполненный автобус, водитель безуспешно пытается его завести и тронуться. Потом он вдруг выскочил из автобуса и кинулся к лесополосе. Со страху забыл даже открыть двери пассажирам. Поезд приближался. Слышались крики людей, звон разбиваемых окон.
– Я успел крикнуть опешившему помощнику: «Беги назад!» – вспоминает Анатолий Иванович. – И рванул кран в положение экстренного торможения! И уже махнул на всё рукой: будь что будет! Вся прожитая жизнь – 41 год – мгновенно пронеслась перед глазами…

Но провидение бригаду хранило, как и пассажиров автобуса. Тяжёлый состав остановился буквально в нескольких метрах. Реакция машиниста, его решительность и мужество спасли жизнь десятков людей.

Спустя пару дней сестра Зоя спросила его: «Толя, а ты слышал, что недавно локомотивная бригада спасла жизнь пассажиров целого автобуса, которые ехали на работу на наш комбинат?» Пришлось признаться, что это он вёл тот поезд. Позже при разборе инцидента комиссия признает, что машинист в той критической ситуации действовал грамотно и профессионально.
– Это золотое правило машиниста, – продолжает Анатолий Фролов. – Видишь опасность – включи экстренное торможение. Предпринимать другие действия бесполезно, на это просто нет времени.

В тот год он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Пять лет спустя на груди засверкал орден Ленина, прошла ещё одна пятилетка, и ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
– Железнодорожники знают, что на участках со сложным рельефом к поездам цепляют локомотивы-толкачи. Так и Анатолий Иванович по жизни настоящий локомотив-толкач! – рассказывает Елена Ивановна. – Скольким людям он помог найти себя в профессии, решить бытовые проблемы, например квартиру получить. Очень часто к нему обращались люди незнакомые либо едва знакомые. Для каждого он находил время поговорить по душам. И сегодня не изменяет своим принципам – по-прежнему служит людям.

Память моего собеседника возвращает нас в конец 50-х. Тогда на сети дорог стало развиваться движение тяжеловесных и длинносоставных поездов.
– По сравнению с весом нынешних поездов веса в наше время были куда скромнее, – говорит Анатолий Иванович. – Нормой считался вес 2000 тонн. 2100 тонн – уже тяжеловес! И его не каждому доверяли.

Как-то ему выдали маршрут на поезд 2600 тонн – рекордный по тем временам. Но оказалось, что реальный его вес составляет 3357 тонн! Он взял себя в руки, успокоился и уверенно повёл поезд. На маршруте был очень трудный участок от Загорска до Семхоза – 6 км тяжелейшего подъёма. Помог опыт – к тому времени у него за плечами было уже почти десять лет работы на локомотиве.
– Мне удалось сбалансировать пескоподачу, чтобы избежать боксования, – вспоминает Анатолий Иванович. – Кстати, своим коллегам я всегда советую учитывать этот фактор и подавать песок аккуратно. Много подашь – весь локомотив покроется пылью, да и остаток песка на рельсах, пока превратится в муку под колёсами проходящего состава, будет его тормозить. А это уменьшение скорости и лишняя нагрузка на тяговые узлы локомотива, пережог электроэнергии. За перерасход тогда, как и сегодня, спрашивали по всей строгости: наказывали рублём.

Сегодня тяжеловесное движение набирает обороты. Весовые нормы растут: 7100, 8000, 9000 тонн уже стали привычными на сети дорог. Но, по мнению ветерана, слишком увлекаться рекордами не стоит.
– В семье все знали, что отец должен хорошо отдохнуть и выспаться. Даже соседи старались не шуметь, знали, что Анатолию в рейс выходить, – вспоминает Елена Ивановна.

И вот ещё одно золотое правило Фролова: перед рейсом хорошенько выспись и отдохни. Думай только о предстоящем рейсе и ни о чём другом. Сосредоточься на вождении поезда. Это очень хорошо помогает в пути.
– Всегда говорю молодым, – делится Анатолий Иванович, – самый лучший прибор безопасности – это сам машинист, его подготовка, грамотность, собранность. Никакая чудо-техника тебя не спасёт, если ты не выполняешь элементарных требований и правил, потерял бдительность. И я желаю своим молодым коллегам, чтобы они всегда работали безотказно…

И под конец он вспомнил, как в молодости пошёл в кино. Не прошло и получаса, как в проёме двери появилась вызывальщица из депо – женщина, которая оповещала локомотивные бригады о предстоящем рейсе (мобильных телефонов тогда не было). Крикнула на весь зал: «Фролов, на выход, у тебя час на сборы!» – и он стал пробираться к выходу. Девушки не сводили с него восторженных взглядов, а парни оглядывались с завистью.
– Для меня слово «машинист» всегда звучало и будет звучать гордо! – убеждённо заключает юбиляр.

Карен Агабабян


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31