04 июня 2020 21:16

Компании нужны специалисты в сфере транспортного права

Николай Духно, президент Юридического института МИИТа

Только отраслевые вузы могут готовить юристов, ориентированных на работу в железнодорожной области.

Не секрет, что транспорт – это источник повышенной опасности и он должен функционировать по тем правилам, которые апробированы, осмыслены и прописаны в нормативно-правовых актах. Право, как основной регулятор транспортных отношений, создаёт благоприятные условия для предотвращения всех негативных последствий, которые возникают по вине человека. Именно поэтому развитие транспортной отрасли практически невозможно без серьёзной подготовки специалистов по правовым вопросам. Причём это касается не только юристов, но и всех работников компании в целом.

К сожалению, мы наблюдаем совершенно противоположную картину, особенно когда речь заходит о безопасности. Большинство происшествий на транспорте происходят от того, что работники не выполняют нормативные предписания. По сути, они нарушают корпоративное право, что свидетельствует об их низкой правовой культуре.

Но от права зависит не только безопасность. Сегодня транспорт становится более скоростным, внедряются новые технологии, и улучшается качество обслуживания. Регулировать вышеперечисленные особенности развития отрасли можно опять же только посредством права. Например, если мы будем готовить специалистов в сфере обслуживания земельного полотна, то они должны хорошо знать не только специальные дисциплины, но земельное, строительное и экологическое законодательства. Специалисты, обладающие хорошим правовым знанием, сегодня в отрасли востребованы как никогда. Мы это видим по тому потоку абитуриентов, которые ежегодно приходят в юридические институты отраслевых вузов, причём немалая часть из них – уже работающие в РЖД люди. Они хотят восполнить пробелы своего правового знания в той сфере, в которой они трудятся на данный момент.

В этой связи подготовка специалистов, способных обеспечить правовое регулирование транспортной отрасли, является одной из ключевых задач отраслевого образования. По этой причине вузовское сообщество и наш институт в частности ратуют за создание нового государственного образовательного стандарта «Правовое обеспечение транспортной деятельности». Нас поддержал Минтранс, где проект стандарта уже проходит необходимые процедуры согласования. Если он будет одобрен, то в университетах путей сообщения появится новая специальность, полностью заточенная на подготовку специалистов с крепкими правовыми знаниями в рамках транспортной отрасли.

При этом готовить юристов для транспорта необходимо исключительно в отраслевых вузах, где изучению вопросов транспортного права уделяется особое внимание. Ни в одном другом образовательном учреждении правовое знание не связывается со спецификой железной дороги.

Мы проводим научные конференции, приглашаем специалистов из транспортной отрасли, готовим самые разнообразные учебные материалы. В вузе, например, есть отдельная кафедра «Транспортное право». Однако и этого недостаточно. Мы не можем отходить от тех образовательных стандартов, которые даёт Минобрнауки для направления «юриспруденция». То есть мы выпускаем юристов общего профиля. Поэтому мы и настаиваем на том, чтобы у отраслевых вузов появилась возможность готовить принципиально новых специалистов, способных обеспечить порядок именно в конкретной сфере.

Если мы осуществим задуманное, то у компании появятся работники с продуктивным юридическим знанием во всех сферах железнодорожного транспорта. Учебный план при этом должен быть составлен так, чтобы изучение любой отрасли права происходило с учётом транспортной специфики. А само транспортное право было сердцевиной, основой учебного процесса.

При этом особую роль для нас имеет мнение работодателя. Его пожелания будут учтены при разработке учебного плана, для того чтобы насытить образовательный процесс именно теми дисциплинами, которые остро необходимы в сегодняшней практике.

Компания, безусловно, заинтересована в приходе качественных работников. Поэтому появление специалистов принципиально нового профиля сможет вывести транспорт на более высокий уровень, сделать его привлекательным, конкурентоспособным и, самое главное, безопасным.



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31