13 мая 2021 02:37

Крылья над электровозом

В лаборатории контактной сети ОмГУПСа испытали оригинальный токоприёмник для скоростных поездов.
Как сообщил один из разработчиков новшества конструктор ВЭлНИИ Павел Попов, в этом институте создали токоприёмники тяжёлого типа (для электровозов, работающих на постоянном токе и при двойном питании) и лёгкого типа (для электровозов, работающих на переменном токе, и электропоездов пригородного сообщения).

По сравнению со стандартными устройствами в них применены система демпфирования и контактные элементы с нейтральным аэродинамическим профилем. А главным отличием стали крылья, выполняющие функции аэродинамических компенсаторов. Кроме того, новые токоприёмники приспособлены к работе в сложных климатических условиях в диапазоне температур от –50 до +60 градусов.

В ходе испытаний на сертификационном стенде в ОмГУПСе специалисты отметили отсутствие нагрева всех токоведущих частей устройства выше допустимых по ГОСТу значений. Механизм аварийного опускания, как и остальные узлы токоприёмника, работал надёжно. В целом новую конструкцию учёные университета оценили положительно. Согласно расчётам её токоведущие элементы должны выдерживать пробег от 20 до 40 тыс. км без замены в зависимости от условий эксплуатации.

В свою очередь, аэродинамические характеристики новых токоприёмников были проверены во время опытных поездок на скоростном испытательном полигоне ОАО «ВНИИЖТ» в Белореченске. Их установили на электровозе ЭП20 и обкатали в условиях реальной эксплуатации. При этом сотрудники ВЭлНИИ выбирали наилучшую конфигурацию компенсационных крыльев, позволяющую не допустить отрыва пантографа от контактного провода при движении поезда на высокой скорости даже при сильном ветре. В ходе испытаний конструкторы смогли сравнить результаты математического моделирования воздушного потока в рабочей зоне токоприёмника с реальным процессом, происходящим в ходе поездки. В итоге они выбрали первый опытный вариант крыла для компенсации нежелательной аэродинамической нагрузки при нажатии пантографа на контактный провод.

Проверка показала, что при его использовании искрение в зоне контакта не превышало нормативных значений. Но испытания нового устройства нужно продолжить, чтобы обеспечить для него в окончательном варианте оптимальные аэродинамические характеристики. Как уточнил Павел Попов, новая система токосъёма для скоростных поездов не уступает зарубежным аналогам, поэтому с её помощью конструкторы надеются решить задачу импортозамещения.

Андрей Стрельцов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31