13 мая 2021 02:55

Взгляд изнутри

Взаимодействие линейных предприятий становится прозрачнее

На линейном уровне гибким рычагом качественных изменений технологического процесса должны стать узловые рабочие группы (УРГ). Они призваны выявлять и устранять возникающие при осуществлении основного вида деятельности недостатки.
По словам начальника Западно-Сибирской дороги Анатолия Регера, благодаря участию в работе УРГ каждый руководитель на линии имеет возможность изучить все производственные процессы не только своего предприятия, но и всего узла.

Анализ и выявление потерь в эксплуатационной работе, возникающих в том числе на межхозяйственном уровне, в конечном итоге даёт экономический эффект и повышает уровень выполнения основных показателей работы магистрали.
«Все смежные предприятия должны помогать начальникам станций, которые возглавляют УРГ, – подчеркнул он. – Последнее слово за руководителем станции, это хозяин узла».

Действительно, от этой фигуры зависит многое. Как рассказал «Гудку» начальник Санкт-Петербург-Витебского отдела технологической службы Октябрьской дороги Денис Березовский, некоторые УРГ, где меняются руководители, теряют в статусе. «Если начальник этой структуры не обладает лидерскими качествами, говорить о каком-то взаимодействии очень сложно, – говорит он. – Таким образом, есть УРГ-аутсайдеры, а есть и лидеры».

Многое во взаимодействии смежников держится на личных связях. «Люди хорошо знают друг друга и готовы помогать, – говорит начальник станции Иваново-сортировочное Анатолий Лузан. – К примеру, у сервисного локомотивного депо Иваново «ТМХ-Сервис» возникла проблема – тепловозы выходят из ремонта с большими задержками. Оказалось, маневровая работа затруднена из-за того, что часть деповских путей содержится в неудовлетворительном состоянии и к тому же занята находящимися в отстое локомотивами. Чтобы поставить тепловоз на техобслуживание в объёме ТО-3, приходилось тратить 2–2,5 часа на маневры. Решили переместить отстойные тепловозы на другой путь, который раньше не был задействован. Путейцы смогли оперативно отремонтировать пути, в итоге постановка локомотива на техобслуживание сократилась до 15 минут».

Как рассказал начальник технологической службы ЗСЖД Максим Ковалёв, благодаря УРГ изменилась технология работы осмотрщиков вагонов в парке отправления станции Инская, давшая годовой эффект в 2,3 млн руб.

Одним из проектов УРГ станции Челябинск-Главный стало использование маневрового локомотива ТМЭ7А в выводном движении. «Теперь составы, станции назначения которых находятся в радиусе 10–15 км, после обработки их вагонниками не закрепляются отдельным локомотивом согласно технологическому процессу работы, а выводятся тем же маневровым, который состав выставлял, – рассказывает начальник технического отдела станции Дмитрий Никифоров. – Так вместе с локомотивщиками нам удалось снизить простой транзитного вагона с переработкой в выводном движении и высвободить выводные локомотивы. В планах УРГ – усовершенствование технологического процесса работы станции за счёт ввода в эксплуатацию участков перекрытия с увязкой системы МАЛС, которая позволит высвободить одно рабочее место при осаживании состава локомотивом».

А в Черемхове с участием дистанции пути, ПМС, самой станции заменили тракционные пути оборотного депо. «Узловая рабочая группа у нас действует уже более полутора лет, – рассказывает начальник станции Сергей Нефедьев. – Взаимопонимание в принципе находим, хотя и случаются дискуссии рабочего характера».
«Допустим, мы видим, как что-то улучшить, но не все исполнители поддерживают это, – сетует начальник станции Белогорск Георгий Гора. – Потому что они видят определённые затраты. Это может быть связано, например, с отсутствием материалов у тех же путейцев, эсцебистов и многих других. И сколько бы решений в составе узловой рабочей группы ни принималось, проблема решается наполовину – часть, касающаяся технологии».

По словам Максима Ковалёва, только 26% решений, принимаемых на заседаниях УРГ, касаются улучшения технологии и устранения недостатков в работе узлов. Более половины решений не связано с эксплуатационной работой. «Руководители предприятий на заседаниях УРГ решают некие хозяйственные вопросы, такие как благоустройство территории, уборка снега, ремонт помещений, – отмечает он. – Это, безусловно, тоже важно, но УРГ были созданы не для этого».

Как рассказали «Гудку» на Дальневосточной дороге, работа в ряде узлов организована слабо, заинтересованность подразделений в достижении единой цели низкая, проблемы не разбираются в должной мере. «Узловая рабочая группа – по сути общественное образование. Непосредственно начальнику станции руководители других структурных подразделений не подчиняются. Единственное, председатель группы может сообщить в соответствующую дирекцию о невыполнении поручения, и та, в свою очередь, отреагировать на это», – отмечает собеседник «Гудка».

Вместе с тем на дороге есть и положительные примеры работы УРГ. По словам и.о. начальника станции Южно-Сахалинск Дениса Концевого, узловой группой рассматриваются самые различные задачи – от выполнения плана эксплуатационных показателей до снижения издержек и потерь. К примеру, с предприятиями узла договорились об организованной отгрузке металлолома. «Есть у них соответствующий план, включая разрезку списанных вагонов. Но можно металлолом грузить в самосвал, а мы стараемся всё в вагон. Лишним грузом не разбрасываемся, ведь это плюс к погрузке нашего региона», – пояснил Денис Концевой.

На станции Холмск, где также действует узловая группа, реализован межфункциональный проект по улучшению работы пункта перестановки тележек вагонов (ППВ) – с общесетевой колеи 1520 мм на 1067 мм. Ранее в ангар запускалось по десять вагонов, но подсчитали, что, если подавать по шесть, подач может быть больше. В итоге у ППВ увеличился объём переработки.

В свою очередь, по словам Дениса Березовского, когда УРГ не может реализовать межфункциональный проект на уровне узла, в её работу включается территориальная оперативная подкомиссия, которой руководит заместитель начальника дороги по региону. В состав подкомиссии входят также руководители из дирекций, служб, аппарата главного ревизора и главного инженера дороги. Иногда возникают вопросы мотивации со стороны УРГ: бывает так, что у проекта технологический эффект, который сложно просчитать экономически, а мотивация идёт от экономического эффекта.

Как рассказали на Свердловской дороге, для повышения эффективности и рационального использования рабочего времени руководителей и специалистов линейного уровня принято решение об объединении УРГ. «Разработали положение, которым определены порядок деятельности по всем направлениям, система оценки и мотивации участников, – пояснил начальник технологической службы СвЖД Фарид Мухамедзянов. – Сформирована схема взаимодействия на всех уровнях. На основании карт технологических несоответствий, которые анализируются и ранжируются по значимости, для УРГ формируются ежеквартальные технические задания. При подведении итогов работы за квартал анализируются ключевые показатели эффективности рабочей группы: выявленные нарушения регламентов взаимодействия подразделений в перевозочном процессе, а также результаты технологических аудитов».

Вместе с тем, по его словам, чтобы работа УРГ была более совершенной, необходимо определить порядок оценки деятельности и мотивации участников групп. Кроме этого, нужен механизм пополнения мотивационного фонда в зависимости от полученного экономического эффекта от реализации проектов на линейном уровне.

В целом же все собеседники «Гудка» отмечают, что почти за два года деятельность УРГ оценивается положительно.

Игнат Вьюгин


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31