12 мая 2021 14:56

Порты – пример погранпереходам

Дальневосточное направление по-прежнему остаётся самым грузонапряжённым на сети ОАО «РЖД»

Истекший период года был отмечен заметным ростом производительности труда работников, занятых на перевозках. По оперативным данным, этот показатель за январь – сентябрь поднялся на 4,9%. Снижается и себестоимость перевозок.
План по погрузке как в сентябре, так и по итогам 9 месяцев выполнен. А вот по грузообороту в прошлом месяце этого сделать не удалось. Причём к прошлому году этот показатель сократился на 1%.

По оперативным данным, тарифный грузооборот в январе – сентябре лишь на 0,2% меньше аналогичного периода прошлого года, а с учётом пробега собственных вагонов в порожнем состоянии – на 0,5%. В течение сентября этот показатель не отличался стабильностью, и главным образом из-за крайне неустойчивой динамики в течение месяца абсолютных значений груженого рейса вагона. Так, в первой половине месяца и впервые за достаточно длительный период гружёный рейс уменьшился по сравнению со своим прошлогодним значением на 7,2%. Но уже к концу второй декады сентября пошёл в рост – уровень 2014 года превышен на 50 км. В третьей неделе сентября относительно предыдущей заметно вырос и грузооборот – в целом по сети на 2,7%. Однако, как было отмечено выше, справится с сентябрьским заданием по этому показателю не удалось. А вот по итогам 9 месяцев оно выполнено, и лишь на 0,5% за тот же период не удалось дотянуть до прошлогоднего значения.

Небольшое отставание от прошлогоднего уровня сохраняется и по погрузке – в сентябре на 1,2%, в январе – сентябре – на 1,4%. Кстати, отметим, что вот уже на протяжении нескольких месяцев оно стабильно, даже несмотря на непростую макроэкономическую ситуацию.

В сентябре по-прежнему имела место тенденция неуклонного роста грузопотока в направлении российских портов – по отношению к тому же периоду 2014 года в целом на 7,8%. При этом особенно заметно объёмы грузовых перевозок выросли в порты Дальневосточной дороги – почти на 15%. Более чем на 12% они увеличились в порты Северного Кавказа. И лишь чуть более чем на 1% гружёная часть вагонопотоков выросла на Октябрьской дороге, и главным образом из-за недостаточной загрузки портов Усть-Луга и Мурманск. При этом не удалось в полной мере загрузить направления, ведущие к сухопутным погранпереходам, – в целом погрузка к 2014 году туда упала на 8%. В основном это коснулось направлений на страны Балтии, а также в Белоруссию.

Однако на сети объёмы отправляемых грузов сократились далеко не на всех полигонах. Традиционно отметим те дороги, которые наиболее существенно повысили свою погрузку по сравнению с прошлым годом. В сентябре это Калининградская, Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Приволжская, Свердловская и Красноярская дороги, где объёмы, по оперативным данным, возросли соответственно на 6,1%, 2,1%, 1,9%, 2,2%, 5,8% и 3,2%. Прошлогодний уровень продемонстрирован на Забайкальской магистрали. По итогам 9 месяцев ударный прирост – на 10% – у Красноярской дороги. Прошлогодний рубеж также превзойдён на Юго-Восточной, Свердловской, Забайкальской и Дальневосточной дорогах, на 2,5%, 2,7%, 6,1% и 3,8%.

Как в сентябре, так и по итогам 9 месяцев, в целом по сети выполнено задание по основным качественным бюджетным показателям использования подвижного состава. Так, по данным Центральной дирекции управления движением, участковая скорость превысила заданную в сентябре на 3,6%, или на 1,3 км/ч, прошлогоднюю – на 4,5%, или на 1,6 км/ч. Как сообщили в той же дирекции, одним из основных факторов, который способствовал повышению участковой скорости, стало выполнение графика движения грузовых поездов. Кстати, этот показатель был бы ещё выше, если бы не задержки грузовых составов в пути следования. Резервы повышения скорости движенцы оценивают в 5,9 км/ч.

На 37 тонн в сентябре превышено задание по среднему весу грузового поезда, прошлогоднее значение оказалось перекрытым на 40 тонн. Не справилась с этим заданием лишь Дальневосточная дорога. Рост среднего веса поезда на сети обусловлен прежде всего увеличением динамической нагрузки на гружёный вагон, а также небольшим снижением процента порожнего пробега на 0,4 процентных пункта. Процент порожнего пробега к общему в сентябре составил 40,3%, а за аналогичный период прошлого года – 40,7%.

Наконец, достигнутая среднесуточная производительность локомотива превысила и заданное значение, и уровень прошлого года, соответственно на 3,3%, или на 64 тыс. ткм брутто, и на 3,4%, или на 66 тыс. ткм брутто.

В сентябре был улучшен и такой немаловажный показатель, как оборот грузового вагона. При норме 16,11 суток фактическое его выполнение составило чуть более 15,8 суток. Основным фактором ускорения оборота вагона стало сокращение как рабочего парка на сети РЖД (на 7% к 2014 году), так и в целом его наличия на инфраструктуре общего пользования. Не надо забывать и про снижение объёма погрузки вагонов. Заметная работа в этом плане проводится и самими движенцами, которым удаётся от месяца к месяцу повышать технологическую дисциплину при работе с вагонными парками. К прошлому году в сентябре оборот вагона ускорен на большинстве дорог, кроме Дальневосточной, Куйбышевской, Забайкальской и Красноярской.

В целом замедлились и уже можно сказать, что стабилизировались темпы снижения перевозок пассажиров – в сентябре отставание от прошлого года составило 3,1%, в предыдущем августе – 3,6%. Несколько больше пока отставание к прошлому году по пассажирообороту, в сентябре – на 5,5%, за 9 месяцев – на 6,9%, в том числе в дальнем следовании – на 7,4%, а в пригороде – на 5,4%.

Замедлению падения пассажиропотока способствовала реализация проектов скоростных сообщений по таким направлениям, как Москва – Белгород, Москва – Смоленск, Москва – Воронеж. Так, по данным департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки», на направлении Москва – Белгород с начала года общий прирост перевозок пассажиров железнодорожным транспортом составил более 60%, а их доля в общем пассажиропотоке на всех видах транспорта возросла с 70,3 до 80%, на направлении Москва – Смоленск – на 48%, доля поднялась с 68 до 75%. За счёт дополнительного запуска поездов «Сапсан» на направлении Москва – Санкт-Петербург железной дороге удалось удержать свою долю на рынке пассажирских перевозок на уровне 62,4%, то есть как и в прошлом году.

Отдел эксплуатационной
работы транспорта


Сегодня мы предлагаем вниманию читателей таблицы ключевых показателей работы дорог

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31