10 мая 2021 02:11

За экономией – «море работы»

Когда речь заходит о бережливом отношении к топливно-энергетическим ресурсам, ключевым словом является «контроль»

На полигоне столичной магистрали по результатам девяти месяцев нынешнего года выполнены установленные ОАО «РЖД» нормативы удельного расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на тягу поездов. Как выяснил корреспондент «Московского железнодорожника», экономия к праву расхода составила 30,9 млн кВт·ч (1,2%) и 1,1 тыс. т дизельного топлива (0,8%).
Андрей Паршин, начальник топливно-энергетического центра МЖД
– За счёт чего, Андрей Николаевич, удалось достичь таких показателей?
– В первую очередь благодаря уменьшению удельного расхода ТЭР в грузовом движении. Так, по итогам работы за девять месяцев снижение удельного расхода электроэнергии относительно уровня аналогичного периода прошлого года составило 2% на электрической и 2,1% на дизельной тяге. Думаю, что в основе достигнутого результата лежит активно проводимая в последнее время оптимизация численности эксплуатируемого парка грузовых локомотивов. Или, иначе говоря, приведение количества эксплуатируемых локомотивов в соответствие с выполняемым объёмом работы.

– Ваши выводы тоже строятся на конкретных данных?
– Конечно. Так, при снижении объёма перевозочной работы в грузовом движении на 3,7% на электрической и на 15,8% на дизельной тяге количество грузовых электровозов эксплуатируемого парка уменьшено на 12%, тепловозов – на 28%. В результате средний вес грузового поезда увеличен на 0,7%, а среднесуточная производительность локомотива – на 7,0%. Расход ТЭР на «горячий» простой локомотивов сократился на 0,1 млн кВт·ч электроэнергии (7,6%) и 0,5 тыс. т дизельного топлива (21,2%).
Положительный эффект получен и от улучшения условий пропуска грузовых поездов. В этом плане достигнуто снижение количества допущенных неграфиковых остановок на 25% (в том числе у запрещающих сигналов светофоров). За счёт этого сокращён дополнительный расход ТЭР на трогание с места и разгон поездов на 0,6 млн кВт·ч электроэнергии и 0,03 тыс. т дизельного топлива. В совокупности принятые меры и дали результат, поскольку существенно улучшены главные показатели энергоэффективности перевозочного процесса – удельный расход электроэнергии и дизельного топлива.

– Какими вы видите перспективы выполнения планов удельного расхода ТЭР, установленных ОАО «РЖД» для столичной магистрали в целом по нынешнему году?
– Нам ещё предстоит пройти последний квартал 2015-го.
Традиционно осенне-зимний период, если сравнивать его с летним, сопровождается повышением непроизводительного расхода ТЭР на «горячий» простой тягового подвижного состава. Этот сезонный фактор обусловлен и особенностями технологии эксплуатации тягового подвижного состава в условиях низких температур воздуха, и необходимостью обеспечения комфортных условий для проезда пассажиров. Очевидно, что уже сегодня следует позаботиться о мерах, которые позволили бы в течение холодного времени года гарантированно обеспечить выполнение удельных норм расхода ТЭР. Я имею в виду дальнейшее продолжение работы по регулированию количества локомотивов эксплуатируемого парка в зависимости от объёмов выполняемой перевозочной работы. Здесь необходимо предусмотреть своевременное отставление от эксплуатации в технологический резерв ЦТ и запас ОАО «РЖД» локомотивов по завершении летних путевых работ, обеспечение работоспособности систем автономного прогрева тепловозов, рациональное использование двухдизельных маневровых тепловозов. Разумеется, не следует забывать о контроле расхода ТЭР на «горячий» простой локомотивов.

– Андрей Николаевич, применительно к теме этого разговора, судя по всему, ключевым словом является слово «контроль».
– Согласен. Когда речь заходит о рачительном отношении к расходу ТЭР, это слово действительно становится ёмким. Ведь в контексте обсуждаемой темы нужно говорить и об обеспечении контроля целевого использования локомотивного парка с целью недопущения случаев вождения неполновесных и неполносоставных грузовых поездов. Жёсткий контроль востребован и для недопущения случаев эксплуатации многосекционных локомотивов для вождения вагонов-лабораторий, путеизмерителей.

– Пока ничего не было сказано о пригородном комплексе. Однако от качественной подготовки электропоездов к работе зимой тоже во многом зависят показатели экономии ТЭР.
– Тут, как говорится, своё «море работы». Не буду перечислять всего. Остановлюсь лишь на отдельных аспектах. Подготовка электропоездов к работе в зимний период не будет качественной без обеспечения исправного состояния и регулировки автоматических систем отопления вагонов электропоездов. Необходимо постоянно контролировать в процессе эксплуатации работоспособность данных систем. Кроме того, так же, как и в локомотивном комплексе, нельзя допускать случаев нерационального расхода электроэнергии при простое электропоездов в «горячем» состоянии на тракционных путях депо и пунктах оборота.
Безусловно, для выполнения целого комплекса этих и других мероприятий, направленных на экономию ТЭР в зимнее время, потребуется постоянная работа командно-инструкторского состава эксплуатационных локомотивных и моторвагонных депо по обучению машинистов локомотивов и электропоездов рациональным и энергоэкономным методам вождения поездов.
Думаю, что перечисленные меры с учётом результатов достигнутой экономии за девять месяцев обеспечат выполнение задания компании по итогам 2015 года.

Беседовал
Владимир Горелкин
Фото Евгения Надалинского


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31