13 мая 2021 02:42

Авария условная – навыки реальные

На полигонных учениях в Белгороде железнодорожники совместно с аварийными службами отработали тушение сошедшей с рельсов топливной цистерны и спасение людей из деформированного вагона.
По легенде учений два хвостовых вагона грузового поезда – цистерна с дизельным топливом и платформа – сошли с рельсов на станции Белгород-Сумской, нарушив габарит соседнего пути. Положение усугубило столкновение с пригородным поездом. Пассажиры не могли самостоятельно выбраться из деформированного вагона, а разлившееся из цистерны топливо загорелось.

Вой сирен, густой столб дыма. Первыми к месту аварии прибывают полицейские, чтобы оцепить место происшествия, за ними – медики и бойцы отделения аварийно-восстановительных работ Белгородского поисково-спасательного отряда. Спасатели вырезают дверь деформированного вагона и проникают внутрь через неё и выбитые окна. Из задымлённого вагона выносят «пострадавших» и передают их медикам.

Тем временем подтягиваются пожарные расчёты. Пока разворачивается оборудование для пенной атаки, цистерну охлаждают водой. Со стороны путей подают пену бойцы пожарного поезда. У них для борьбы с огнём возможностей больше, чем у городских коллег: больше километра пожарных рукавов, три цистерны-водохранилища, огромный запас пенообразователя, больше десятка ручных и лафетных стволов.

Пена покрывает всё вокруг, от огня не остаётся и следа. На цистерну накладывают пневмопластырь, чтобы прекратить течь.

Всё это происходит на фоне занимающего позицию восстановительного поезда. На его платформах бульдозеры АВМ-355 и Т-35 с мощными двигателями. Но они сейчас не у дел – главная роль отведена дизель-электрическому крану ЕДК-2000 с двумя подъёмными устройствами на телескопической стреле. Грузоподъёмность одного 50 тонн, второго – в пять раз больше. Восстановители укладывают шпалы и брусья под опоры крана и вскоре с его помощью начинают собирать и устанавливать на рельсы тележки завалившихся цистерны и платформы.
«Побыстрее, ребята!» – то и дело доносится голос начальника восстановительного поезда на станции Белгород Степана Чорненького.

Краном на место ставят цистерну. Восстановители только и успевают подкатывать тележки, чтобы цистерна заняла своё место. А всё «разлившееся» топливо, которое в действительности горело в поддонах, чтобы не навредить экологии, уже собрали специалисты Центра аварийно-спасательных и экологических операций.

Рядом с пассажирским вагоном движения меньше. Под него устанавливают титановую балку, каретку с гидравлическим домкратом на 120 тонн и гидроцилиндр для поперечного перемещения каретки. То, как вагон поднимают и устанавливают на рельсы, со стороны выглядит очень просто: один человек манипулирует рычагами и вагон сам собой встаёт на место.

Учения в Белгороде были проведены в рамках сетевой школы передового опыта «Повышение эффективности использования технических средств восстановительных поездов. Методы организации и технология аварийно-восстановительных работ с инновационным подвижным составом». «На сети появляется всё больше новых вагонов, и дирекции аварийно-восстановительных средств сталкиваются с определёнными сложностями, вызванными в основном их конструктивными особенностями», – пояснил главный инженер департамента безопасности движения поездов ОАО «РЖД» Александр Кошкин. Например, восстановители в случае аварии будут вынуждены на ходу решать, за что и как цеплять новые двухэтажные вагоны, чтобы поднять их без повреждений.
«Был случай, когда легковой автомобиль врезался в бок двухэтажного вагона. Чтобы отцепить его, пришлось повозиться, ведь у таких вагонов нет привычных сцепных устройств и переходов между вагонами. Мы намерены тесно взаимодействовать с производителями, чтобы отработать все нюансы восстановительных работ с инновационным подвижным составом», – отметил Александр Кошкин.

Сергей Михалёв,
соб. корр. «Гудка»
Белгород – Воронеж
Фото автора


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31