13 мая 2021 08:11

Обогнать конкурентов

Закончились летние пассажирские перевозки. Для удобства и комфорта пассажиров было сделано многое – обновлён подвижной состав, проведены многочисленные акции, введены новые маршруты, организованы интермодальные перевозки. Одним словом, борьба за пассажира продолжается, но есть трудности, которые препятствуют более активному привлечению клиентов.
Одним из ограничений в развитии пассажирских перевозок выступает инфраструктура. Как рассказал заместитель начальника по экономике и финансам Западно-Сибирского филиала ФПК Алексей Гуц, действующая инфраструктура единовременно используется как для грузового, так и для пассажирских дальнего и пригородного сообщений, что не всегда позволяет учитывать интересы пассажиров, совершающих путешествия поездами. «К тому же техническое состояние путевого хозяйства и станций на текущий момент не позволяет пассажирским поездам двигаться с максимальными скоростями», – добавил он.

В Дальневосточном филиале ФПК также указывают на низкую маршрутную скорость поездов, а именно на неэлектрифицированных однопутных направлениях Северного широтного хода. Это их делает неконкурентными с автобусами. Хотя всё меняется в сильную непогоду: движение по автотрассам ограничивается в отличие от железной дороги. А на Северной магистрали отмечают, что конкуренция с автотранспортом зачастую нездоровая и нечестная. Например, на вокзале Ярославль-Главный сейчас можно увидеть и услышать «зазывал», агитирующих пассажиров ехать в Москву и другие города маршрутками и легковушками. «Они налоги не платят и отбивают у нас пассажиров, – пояснил начальник Северного филиала ФПК Николай Макаров. – Автотранспортники должны создавать свои павильоны и привлекать клиентов цивилизованно, а не пиратски, как сейчас». Что касается низкой скорости, то северяне готовы её увеличивать, но при этом указывают на необходимость на законодательном уровне изменить параметры зачисления поезда в категорию «скоростные». К примеру, сейчас маршрутная скорость пассажирского поезда Ярославль – Москва приближается к 91 км/ч. Если она превысит эту отметку, поезд будет считаться скоростным и потребует увеличения периодичности плановых видов ремонта. При этом расходы на ремонт резко вырастут и намного превысят доходы от привлечения новых пассажиров.

Перевозчики вынуждены оптимизировать свою работу исходя из текущей ситуации. Так, Дальневосточный филиал рассматривает варианты сокращения некоторых остановок на однопутных участках, хотя сделать это непросто. Многие пристанционные посёлки на Севере не имеют нормальных автодорог, всё обеспечение главным образом идёт по железной дороге. Кроме того, на БАМе сегодня работает немало вахтовых строителей, которые активно пользуются железнодорожным транспортом. По словам начальника Дальневосточного филиала ФПК Александра Караева, спрос на поездку в поездах по Северному широтному ходу всё же растёт. Так, населённость поезда Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск выросла на 4% к прошлому году.

Похожая ситуация на СЖД. На участке Сыктывкар – Сосногорск недавно пустили автобусы, которые не заходят на небольшие станции, где останавливаются поезда. «Мы могли бы тоже ускориться, уменьшив количество остановок, но тогда возникнет социальная напряжённость, ведь на маленьких станциях железной дороге нет альтернативы. В итоге теряем основного пассажира из Сыктывкара, которому надо быстро добраться до Сосногорска», – говорит Николай Макаров.

А Западно-Сибирский филиал ФПК для удобства пассажиров назначает ускоренный поезд Томск – Новосибирск. «Время в пути удалось сократить с 6 часов 28 мин до 4 часов 31 минуты», – пояснил Алексей Гуц. Однако желания не всегда совпадают с возможностями. «Например, очень востребована услуга доступа Интернет по технологии Wi-Fi, поскольку люди в поездку отправляются с гаджетами, – делится начальник Восточно-Сибирского филиала ФПК Дмитрий Жарий. – На западе страны в поездах пассажиры имеют доступ к Интернету, причём эта работа носит плановый характер в рамках компании. Но у нас есть проблемы с устойчивостью мобильной связи». Кроме того, не все вагоны технически готовы к внедрению этого новшества. «А их модернизация – это дополнительные затраты», – отметил он.

Восточные регионы – тема особая. Если в центре развивается скоростное движение, то на востоке конкуренция с авиаторами. Развиваются льготные авиаперевозки, субсидируемые из федерального бюджета, в том числе по маршрутам, дублирующим железнодорожные. Сильная конкуренция на направлении Хабаровск – Угольная – Владивосток и Хабаровск – Ванино – Советская Гавань. В Минвостокразвития сообщили, что число субсидируемых воздушных маршрутов в Дальневосточном федеральном округе ещё увеличится. Также будет расширена категория граждан, имеющих право на авиаперевозку по специальному тарифу.

Игнат Вьюгин


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31