12 мая 2021 14:50

Снизить, чтобы увеличить

Дневным экспрессам должно стать выгодно следовать с высокой скоростью

Снизить тарифную составляющую за пользование инфраструктурой в пользу пассажирских поездов – такое предложение ОАО «РЖД» и Куйбышевский филиал АО «Федеральная пассажирская компания» направили в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Ответ из ведомства должен поступить до конца года.
Александр Попов, начальник Куйбышевского филиала АО «Федеральная пассажирская компания»
В случае положительного решения появится возможность существенно повысить частоту движения дневных экспрессов, привлечь дополнительный пассажиропоток.

Сегодня тариф за пользование инфраструктурой для пассажирских поездов зависит от маршрутной скорости. Например, для поездов, следующих со скоростью до 50 км/ч, действуют одни расценки. А при скорости от 90 км/ч до 140 км/ч стоимость услуг инфраструктуры возрастает в несколько раз. В результате повышать скорость движения перевозчику невыгодно, поскольку такой поезд из-за высоких затрат сразу попадает в категорию экономически неэффективных. При этом людям важна не только комфортность поездки, но и время в пути. Если автобус везёт быстрее, поезда теряют пассажиров.

Даже небольшое снижение тарифа принесёт очевидную выгоду, особенно с учётом того, что на Куйбышевскую дорогу по программе ОАО «РЖД» поступил скоростной поезд «Ласточка». Уже подготовлено расписание движения на направлении Самара – Саратов.

В ходе переговоров с ФАС определились по двум основным моментам. Первый: будет установлена верхняя планка тарифа за пользование инфраструктурой для дневных экспрессов, чтобы в дальнейшем была возможность вводить экономически оправданный тариф. РЖД и ФПК смогут договариваться по каждому поезду. Условия просты и прозрачны: есть конкретный поезд, он привлекателен и удобен для пассажира. Если РЖД дают скидку на тарифную составляющую, поезд автоматически становится экономически эффективным. Он не только остаётся в расписании – напротив, у ФПК появляется возможность увеличить количество и частоту движения поездов.

Например, дневные экспрессы будут ходить не один раз в сутки, как сейчас, а несколько раз. Или будет запущен «зеркальный» поезд, следующий в обратном направлении. Поезда будут курсировать чаще, пассажиропоток вырастёт, локомотивщики, движенцы и другие хозяйства получат дополнительный объём работы. А самое главное – будет хорошо для пассажиров, привлекательность железнодорожного транспорта и клиентоориентированность компании повысятся. Наконец, увеличение количества поездов повлечёт за собой увеличение сборов за инфраструктуру, а значит, вырастет доходность РЖД.

Второй момент: отказаться от перелома тарифа по скорости. Предложено устанавливать повышенный тариф за инфраструктуру при скорости более 140 км/ч. Это уже категория высокоскоростного сообщения, когда меняются и нагрузка, и уровень содержания пути. При меньших скоростях никакой разницы в содержании пути нет.

На примере дневных поездов Самара – Пенза и Москва – Воронеж видно, что в комфортных условиях люди готовы ехать дольше. Это важный фактор преимущества поездов перед автобусами. Но и автоперевозчики при увязке с дневными экспрессами выигрывают при организации коротких поездок: с учётом добавления на маршруты мультимодальных сообщений перспективы становятся самыми обнадёживающими. Это придаст ускорение развитию дневных поездов, увеличит долю компании на рынке межрегиональных перевозок.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31