12 мая 2021 14:46

Концептуальный рывок

Новый подход к математическому образованию не только даст ученику хорошую подготовку, но и позволит реализовывать полученные знания на практике

Теперь Ломоносовых и Ковалевских будут искать среди дошколят.
В наступившем учебном году вступила в силу новая концепция развития математического образования в России. Рассчитанная до 2020 года программа призвана вернуть нашу страну на лидерские позиции в точных науках, утраченные после распада Союза. По крайней мере, об этом говорят создатели и разработчики концепции в лице Министерства образования. Программа предполагает совершенствование всех ступеней образования – от дошкольных учреждений и начальных классов школ до технических и педагогических вузов. Отдельный параграф касается спецподготовки школьных учителей математики и повышения квалификации уже работающих специалистов.
«Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития России», – говорится в тексте документа.

Первым ощутимым шагом по возрождению «царицы всех наук» стало разделение Единого госэкзамена по математике на два уровня: для технарей (посложнее) и для гуманитариев (полегче). Более простой уровень рассчитан на выпускников, чья будущая работа не связана с точными науками и в профессиональном плане предмет им не пригодится, а «продвинутый» – на молодых людей, претендующих на место в технических вузах и планирующих связать свою жизнь с математикой.

Дальше – больше. В текущем учебном году стартовал процесс дифференциации учеников основной школы (с пятого по девятый класс) по способностям к изучению точных наук. То есть единая программа изучения уходит в небытие, и ей на смену приходит трёхуровневая, которая делится на базовую, «продвинутую» и творческую. Выискивать математических гениев станут уже в детских садах. Дальше юных талантов будут всячески поддерживать и вести на протяжении всего процесса обучения. Само собой, способного ученика в средней школе не отдадут простому преподавателю – его обучение станет заботой «продвинутых» специалистов.
«Концепция имеет смысл, в ней есть попытка свести в единую систему все этапы образования. Впрочем, я не вижу в документе каких-то неправильных элементов, с которыми нельзя согласиться. Равно как нет в нём никаких новаторских или ортодоксальных норм», – говорит народный учитель России Леонид Звавич.

Впрочем, эксперт отмечает, что подход в министерской концепции слишком формален и заточен на получение знаний, а об оттачивании математических навыков и их осознанном применении разработчики забыли.
«Математика состоит из знаний и навыков. Фаза, когда ученик «понял», – только первая ступень к эталону, когда он «понял и может», – отмечает Леонид Звавич.

Эксперт уверен, что мало просто вызубрить алгоритмы. Ученик должен понимать, как применять эти примеры на практике, как знание определённой формулы поможет ему что-то сконструировать или изобрести.

Окончив школу и вуз, способные молодые люди смогут развиваться дальше. Так, на недавнем «круглом столе», посвящённом реализации концепции развития математического образования, директор департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Салихов заявил о старте двух масштабных проектов.
«На первом этапе может быть создано до четырёх ведущих международных центров в области математики как на базе высших учебных заведений, так и на базе научных институтов Федерального агентства научных организаций», – сообщил представитель Минобрнауки.

По словам Сергея Салихова, в центрах будут вестись фундаментальные поисковые исследования в области математики. Более того, приказом главы Министерства образования создан наблюдательный совет, который будет заниматься этим проектом. В него вошли отечественные учёные с мировыми именами, в том числе лауреаты Филдсовской премии Андрей Окуньков, Максим Концевич и Станислав Смирнов.

Второй проект предполагает создание должности федеральных профессоров в области математики. На эти позиции смогут претендовать учёные, которые достигли высоких исследовательских результатов в области математики. Победители смогут сами выбирать себе место работы в любом вузе, их контракты будут рассчитаны на пять лет с возможностью продления, а оклад такого профессора составит 400% от среднего по региону.
«Мы создаём стабильную среду для работы великих математиков», – подчеркнул Сергей Салихов.

Вертикаль от дошкольных учреждений до научных высот необходима для того, чтобы дарования могли видеть для себя перспективу развития на родине. Правда, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко предостерегает от излишнего ажиотажа.
«Главное – заинтересовать, а если ребёнка насильно и скучно будут обучать математике, то это отвратит его от науки навсегда, – считает Татьяна Клячко. – Если мы хотим выигрывать международные олимпиады, брать призы в программировании и кибернетике, то без хорошей математической базы не обойтись».

В целом одобряя концепцию, эксперт напоминает, что хорошо составленная программа развития – это только начало. Теперь дело за действительно качественной реализацией, которая включает в себя и подготовку учителей школ, и грамотное выстраивание школьных программ, и возможности молодых математиков реализовать себя.

Елена Демиденко


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31