07 мая 2021 18:39

Ставка на коридоры

В следующем году транспортный комплекс будет развиваться в условиях финансовых ограничений. Бюджетная политика будет очень жёсткой, государственное финансирование многих транспортных проектов сократится. В этих условиях ОАО «РЖД» предлагает присмотреться к опыту Китая.
Как сообщил на «круглом столе» по развитию транспортной инфраструктуры, проведённом в рамках инвестиционного форума «Сочи-2015», министр транспорта Максим Соколов, в 2016 году ситуация с финансами будет очень сложной, поэтому министерство сосредоточивает свою работу на стабильности и безопасности функционирования транспортного комплекса, а также на самых важных прорывных проектах, которые реализуют наши географические преимущества.
«Мы вынуждены пересматривать программные решения, которые выводили нас на траекторию быстрого развития, – говорит Максим Соколов. – Инвестиционные программы ряда проектов будут сокращаться, и соответственно ввод их переносится на более позднее время. Мы будем концентрировать усилия на развитии международных транспортных коридоров». В частности, как отметил Максим Соколов, это будет развитие Северного морского пути и порта Сабетта, подхода к Мурманскому транспортного узлу и порту Находка-Восточный, автомобильный коридор «Западный Китай – Европа». В его рамках уже идёт работа по строительству скоростной дороги Москва – Санкт-Петербург, и решается вопрос о выделении средств на строительство полукольца ЦКАД длиной 334 км. Хотя и с трудом, но выдерживается график модернизации БАМа и Транссиба, что также играет большую роль для будущих перевозок.

В рамках коридора построены два мультимодальных логистических центра в Татарстане и Челябинске, строится ещё в подмосковном Дмитрове и Ростове. Всё это происходит при активном участии частного капитала.

Минтранс возлагает надежду на участие в финансировании транспортных проектов со стороны частного бизнеса, в том числе и проектов на условиях ГЧП.

Председатель совета компании Vegas Lex Альберт Еганян подтвердил, что у частного бизнеса деньги есть, потому что к ГЧП сейчас фиксируется довольно заметный интерес. Как минимум по нескольку различных инвесторов присматриваются к каждому из проектов, которые появляются на рынке. Но пока есть различные барьеры, в том числе и неопределённость со стороны государства.
«Потребности России по развитию транспортной инфраструктуры оцениваются в 300–350 новых проектов ГЧП в год, – говорит Альберт Еганян. – Но если реально оценить все возможности, в том числе и существующие строительные мощности, то мы увидим, что сможем потянуть где-то 30–50 проектов. Мне кажется, что вполне возможно даже в данных условиях сконцентрироваться на этом небольшом числе, начать с них и развивать отношения с частными инвесторами. Существующая законодательная база не препятствует реализации проектов. Кому-то – или инвесторам, или государству – нужно сделать решительный первый шаг».

Первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин заметил, что компания уже научилась структурировать проекты ГЧП, доказывать их экономическую целесообразность и высокую эффективность для бюджетов, проходить ценовой и технологические аудиты. Но сейчас нужно думать о развитии железнодорожной инфраструктуры. Для этого можно создать фонд, который, в частности, аккумулировал бы средства, получаемые бюджетом от реализации крупных проектов. Здесь частично можно использовать и китайский опыт.
«Все привыкли считать, что строительство железных дорог идёт там на государственные средства, но это далеко не так, – говорит Александр Мишарин. – Из 800 млрд юаней инвестиционного бюджета китайских железных дорог лишь 200 млрд можно назвать чисто государственными. Из них 100 млрд – это средства регионов. Из остальной суммы три четверти – это займы китайских банков, а также облигации самой компании. При этом соотношение долг к капиталу составляет 60%, и этого соотношения компания будет придерживаться и в будущем».

По словам Александр Мишарина, строительство ВСМ в Китае вызывает значительное подорожание земли на тех территориях, которые тяготеют к магистрали, и поэтому местные власти всеми силами бьются, чтобы именно по их территориям шли эти пути. Потому что потом там строятся города, провинции получают от этого значительный доход, и в целом экономика страны получает импульсы к развитию.

В целом сейчас, как говорит президент хозяйственного партнёрства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев, в России большие возможности как по развитию, так и по расширению «узких мест» на транспортной сети. Западные государства уже исчерпали эффект от развития, а у нас те же ВСМ вполне способны окупаться за счёт будущих налоговых поступлений и эффекта для экономики, поскольку дают общесетевые эффекты. Но для этого нужно создать работоспособные механизмы по привлечению инвестиций, отмечает эксперт.

Сергей Плетнёв


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31