11 мая 2021 23:54

В новых реалиях

ОАО «РЖД» делает ставку на эффективность

В ближайшие годы России придётся входить в новую экономическую реальность, связанную с низкими ценами на сырьё и высокой стоимостью денег для инвестиций. В этих условиях ОАО «РЖД» намерено снизить свои издержки и обращать основное внимание на потребности клиентов с целью вернуть грузовую базу.
Премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая на международном инвестиционном форуме «Сочи-2015» пленарное заседание «Вернуться к росту. Стратегии для России» заметил, что на наших глазах возникает новая реальность. Речь идёт о базовых экономических и социальных характеристиках, которые будут определять развитие мирового хозяйства в течение следующих десятилетий.
«Эти перемены серьёзные, сложные, но они нас пугать не должны – в них кроются колоссальные возможности для развития, и мы эти возможности неплохо видим, – уверен Дмитрий Медведев. – В мире ещё не устоялся новый технологический порядок, не освоены многие рынки, которые только зарождаются, и нам очень важно прямо сейчас включиться в этот процесс. Россия должна раз и навсегда отказаться от «догоняющей» модели развития. Недостаточно следовать просто стратегии выживания – в этом случае мы отстанем, и на сей раз безнадёжно».

В этих новых условия будет изменена и политика в отношении крупных компаний с госучастием. Премьер сообщил, что недавно провёл совещание с руководством таких структур.
«Речь шла прежде всего о кардинальном снижении издержек, о перестройке системы корпоративных закупок, о более жёстком контроле за государственными ресурсами, которые передаются в государственные компании в качестве имущественного взноса или в порядке субсидирования, и, конечно, о прямой увязке вознаграждений наших менеджеров с результатами, – пояснил Дмитрий Медведев. – Правительство совместно с компаниями приняло долгосрочные программы развития с определёнными механизмами персональной ответственности руководителей, а также инвестиционные программы, которые проходят анализ в Экспертном совете при правительстве, а после утверждения – независимый технологический и ценовый аудит». Незащищённые статьи бюджета (среди защищённых – социальные расходы) серьёзно оптимизируют за счёт сокращений неэффективных трат. А инвестиционные ресурсы будут направляться только на важнейшие инфраструктурные проекты.

Президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров заметил, что один такой важный проект компания уже реализует.
«Развитие железнодорожной инфраструктуры само по себе является стимулом для развития экономики. В качестве примера приведу БАМ и Транссиб – модернизацию Восточного полигона – это дополнительная перевозка 66 млн тонн продукции, 40 тыс. новых рабочих мест, 19 отраслей, которые будут дополнительно загружены», – сказал Олег Белозёров.

Глава РЖД выделил три ключевых направления, на которых будет сделан акцент при дальнейшей работе: снижение внутренней себестоимости, повышение энергоэффективности и привлечение в отрасль инновационных технологий, а также повышение клиентоориентированности.
«Мы считаем, что должны бороться за клиента. Мы готовы с нашими партнёрами создавать возможности для того, чтобы мы получили дополнительную грузовую базу, а наши коллеги получили в том числе и более дешёвый тариф», – отметил Олег Белозёров.

И речь идёт не только о грузовых перевозках, но и о повышении клиентоориентированности пассажирского комплекса. РЖД запустили дневные пассажирские поезда на 25 направлениях и получили хороший эффект.

Рост экономики невозможен без инвестиций, но, очевидно, их источник должен быть изменён. Как заметил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, все надеются на государственные инвестиции, однако государство имеет бюджет 9,6 трлн руб., в то время как у бизнеса – 14 трлн руб., а у населения – 31 трлн руб. Но добиться того, чтобы деньги бизнеса и населения пошли в экономику на инвестиции, не так просто.
«Главная проблема долгосрочной стратегии, чтобы вопросы не гуляли из одной программы в другую, а реализовывались, состоит в том, как нам состыковать дальние цели, с которыми мы во многом согласны, с насущными интересами, которые у нас сейчас есть, – полагает эксперт. – Эта стыковка возможна, если мы создадим такой длинный горизонт, если мы сможем сделать реальным взгляд на 15–20 лет вперёд».

В инфраструктурных проектах это сделать легче, потому что сама их реализация уже вызывает интерес у многих компаний и участников. Но здесь необходимо развитие пенсионной системы для получения «длинных» инвестиционных денег, выравнивание инвестиционных возможностей регионов и федерального центра.

Сергей Плетнёв


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31