07 мая 2021 19:55

“Хорошая школа та, которая повышает самооценку ребёнка”

Окончание. Начало см. на 6-й полосе


– Зачастую в таких школах очень сложные программы и серьёзные нагрузки. Нужны ли они ребёнку? И нужно ли с раннего возраста приучать детей получать столько лишних знаний?
– Обучение на высоком уровне трудности – это классический принцип начального обучения, выдвинутый советским психологом Леонидом Занковым. Трудность – это препятствие, преодоление которого способствует развитию ребёнка. Но на практике всё сложнее… Программы, построенные с учётом индивидуальных особенностей, совсем не обязательно повышенной трудности, наоборот, они не должны допускать перегрузки.
Но мы должны понимать, что если ребёнок увлечён чем-то, какой-то наукой, предметом, то объём времени, который он тратит на этот предмет, начинает играть второстепенную роль. А вот если он занимается нелюбимым, неинтересным делом без увлечения, если всё время под нажимом, под давлением – тогда даже минимальная нагрузка может привести к стрессу.

– Являются ли спецшколы, особые лицеи и гимназии социальным лифтом для детей?
– Школа всегда является социальным лифтом, надо понять, в какую сторону эта школа-лифт движется – вниз или вверх? Если детские способности угасают, если природные наклонности не развиваются, если в школе царят муштра и авторитаризм, то помочь ребёнку подняться может либо чудо. Многие считают, что важно окружение (одноклассники, школьные друзья), и выбирают школу исходя не из качества образования, а из-за окружения. Есть родители, которые выбирают школу по уровню поступления детей в элитные вузы. Некоторые родители ищут школу, которая даст возможность ребёнку получать навыки коммуникации с разными социальными слоями. Невозможно сказать, кто прав: это своего рода рискованная инвестиция.

– Сейчас много говорят о ранней профессиональной ориентации. В некоторых школах дети вынуждены определяться с профильными предметами чуть ли не в первых классах школы. Но сделать это крайне сложно. Какова ваша позиция? Может, лучше дать ребёнку возможность получить общее образование, чтобы он мог определиться уже во взрослой жизни, когда выбор можно сделать более осознанно?
– Да, тут я с вами соглашусь, ранняя профессиональная ориентация – это, на мой взгляд, глупость. Потому что сейчас очень трудно определить, какая профессия через 5 или 7 лет будет востребована и даст возможность быть успешным. Зачастую этих профессий ещё просто не существует. Поэтому ориентировать массово школьников на какие-то профессии – это безответственный подход. Степень успешности сегодняшнего ребёнка во взрослом возрасте во многом будет зависеть от того, насколько он сможет менять профессию в течение жизни. Самая лучшая способность, которая помогает социализации, – это способность поменять профессию и специальность.
Есть исследования, которые показывают, что человек в среднем вынужден менять специальность, место работы до семи раз в жизни. Многие профессии вообще отмирают в течение жизни одного поколения. Поэтому мне кажется, что ориентировать надо не на профессию, а на тот вид деятельности, в котором ребёнок более успешен: либо это творчество, либо это естественно-научное направление, либо это спектр инженерных видов деятельности. В этом смысле очень успешные люди нередко сами создают себе и место работы, а иногда даже и новые профессии. А вот ориентировать на уже жёстко установленные профессии – это довольно опасная стратегия, которая может резко сузить возможности успешной социализации ребёнка.

– Перечислите, пожалуйста, критерии, по которым родители должны выбирать школу для своего ребёнка?
– Что касается начальной школы, здесь важно, чтобы учёба развивала, а не просто – заучи, запомни, ответь. Необходимы развивающие методики, которые позволяют ребёнку научиться учиться, это значит – научиться ставить самому себе задачи, искать способы решения этих задач и, наконец, научиться оценивать, решена или не решена задача. Хорошая начальная школа отличается тем, что ребёнок должен научиться сам оценивать результаты своего труда. Самооценка – важнейший результат начальной школы. Поэтому тут нужно смотреть, насколько учителя дают возможность произвольного действия ребёнка, насколько они умеют сотрудничать с ребёнком, а не только командовать.
Основную школу я рекомендовал бы искать такую, где подросткам дают возможность себя попробовать в различных видах деятельности. Лучше там, где больше проектов, возможностей попробовать себя в творчестве, труде, исследовательской деятельности, социальной. Для подростка самое важное – это возможность самореализации. Потому что, если мы не дадим подростку шансов самореализоваться в стенах школы, он найдёт для этого другое место, с большой вероятностью это будет плохая компания.
Старшая школа должна быть, как мне кажется, традиционной. Это подготовка к сдаче итоговых экзаменов, к поступлению в вуз. Нужны высокопрофессиональные учителя-предметники с хорошими методиками обобщения учебных предметов, развивающие самостоятельные навыки работы с предметом.

– Что вы пожелаете детям, у которых начинается учебный год?
– Не потерять желание учиться, потому что оно обеспечивает успех всей жизни. Ещё я пожелаю им найти своего учителя. И третье – я бы хотел пожелать, чтобы у ребят, родителей и учителей учёба была общим, объединяющим делом, чтобы она не становилась местом конфронтации и борьбы друг с другом.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31